Российские ВИНКи должны в 2020 году поставить на внутренний рынок 120 млн тонн светлых нефтепродуктов
Через девять лет «Роснефть» произведет 38,4 млн тонн бензина, дизтоплива и авиакеросина. Если исходить из расчета, что это не менее 20% от добытой нефти в России, то к 2020 году госкомпания произведет 192 млн тонн. Такое требование прописано в соглашениях между нефтяными компаниями и госорганами.
Реальные планы «Роснефти» по добыче скромнее. В сентябре вице-президент компании Гани Гилаев сообщил, что «Роснефть» планирует увеличить добычу нефти к 2020 году до 160—180 млн тонн в год. Таким образом, на производство светлых нефтепродуктов пойдет 32—36% нефти.
Помимо «Роснефти» больше нефти согласились направить на переработку также ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть». Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов говорил о достижении добычи нефти к 2020 году около 94 млн тонн (с учетом зарубежных проектов). Выходит, что производство светлых нефтепродуктов (за вычетом добычи за рубежом) должно составить не больше 15 млн тонн, хотя подписанное летом соглашение с ФАС, Ростехнадзором и Ростехрегулированием предусматривает около 30 млн тонн, то есть 40% от добычи компании внутри страны. По плану заводы «Газпром нефти» должны выпустить 23 млн тонн светлых нефтепродуктов. Исходя из прогнозов компании к 2020 году достичь уровня добычи 80—100 млн тонн, производство светлых видов топлива должно составить 16—18 млн тонн. Таким образом, «Газпром нефть» может направить на переработку как минимум 23—25% добытой в России нефти.
Соглашение с «Сургутнефтегазом» предусматривает выпуск 12,2 млн тонн топлива, то есть добыча предположительно должна составить 61 млн тонн (план на этот год — 60,7 млн тонн), ТНК-ВР — 13,3 млн и 67,7 млн тонн соответственно (добыча по итогам 2010 года — 72 млн тонн). Долгосрочные планы по добыче нефти эти компании не сообщали.
В итоге все крупнейшие нефтяные компании обязаны поставить на рынок в 2020 году около 120 млн тонн светлых нефтепродуктов. Вместе с другими заводами, подписавшими в июле соглашения с регуляторами, они произведут 180 млн тонн светлых нефтепродуктов, или 78% от всего объема переработки нефти (230 млн тонн, включая темные нефтепродукты), заложенной в генсхеме развития нефтяной отрасли до 2020 года.
В настоящее время нефтепереработка в России выгоднее, чем экспорт нефти, отмечает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Однако государство в последнее время сильно вмешивается во внутренний рынок, сдерживая цены на нефтепродукты и искажая нетбэки. «Налоговое бремя на нефтепереработку будет увеличиваться. Если это будет сочетаться с жестким госрегулированием, то прибыльность переработки упадет, поэтому не факт, что в долгосрочном периоде она будет такой же высокой, как сейчас. При этом у предприятий нет гарантий окупаемости инвестиций в переработку в связи с постоянно меняющимися правилами игры», — говорит эксперт.
Пока же нефтяные компании вынуждены вкладывать в модернизацию своих НПЗ. С октября заработала новая налоговая система «60-66». Она предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть с 65 до 60%, унификацию ставок пошлин на светлые и темные нефтепродукты на уровне 66% от пошлины на нефть, но с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на нефть.