Капитализация уходит в трубу
Вчера ЛУКОЙЛ объявил, что его чистая прибыль за первый квартал по РСБУ снизилась почти в четыре раза по сравнению с тем же периодом 2005 года – до 7,667 млрд руб. «Роснефть» сообщила о падении прибыли на 20,2%, до 18,605 млрд руб. BP неделю назад отмечала падение чистой прибыли у ТНК-BP в первом квартале почти втрое. Это уже второй подряд квартал, в котором нефтяники показывают плохие результаты. Ранее о падении прибыли в четвертом квартале 2006 года на 35,8% сообщал ЛУКОЙЛ в отчете по GAAP. В четыре раза, по данным BP, снизилась в октябре–декабре чистая прибыль ТНК-BP, сообщает «КоммерсантЪ«.
Даже со скидкой на особенности отчетности по РСБУ (в ней приводится неконсолидированная прибыль) новые отчеты подтверждают уже отмечавшуюся ранее тенденцию по падению прибылей нефтяников. В результате вчера среднее падение акций «Роснефти» на РТС, ММВБ и Лондонской фондовой бирже составило 1,5%, ЛУКОЙЛа – 3,6%. О негативных ожиданиях инвесторов в отношении нефтяного сектора в целом говорит устойчивое снижение котировок его участников. Как отмечается в обзоре UBS, с начала года акции «Газпром нефти» упали на 17,4%, ТНК-BP – на 17,3%, «Сургутнефтегаза» – на 15,7%, ЛУКОЙЛа – на 7,9%, «Роснефти» – на 6,6%. Общие потери капитализации компаний составили $17,2 млрд. При этом противоположную динамику показывают котировки в энергетике и металлургии. Так, с начала года бумаги РАО ЕЭС выросли на 22%, «Мосэнерго» – на 20,3%, Evraz Group – на 36,2%, «Мечела» – на 26,4%, «Северстали» – на 19,5%, Новолипецкого меткомбината – на 19,2%.
Причину проблем отрасли и аналитики, и сами нефтяники видят в пресловутых «ножницах Кудрина» – формировании налогового режима на основании цены на нефть предшествующего периода. Из-за особенностей налогового режима отрасли и резких колебаний цен на нефть один период деятельности нефтяников оказывается очень прибыльным из-за высокой цены и низких пошлин, рассчитанных исходя из более низких цен предшествующего периода, а другой – крайне неприбыльным при низких ценах и высоких пошлинах. Аналитик МДМ-банка Надежда Казакова отмечает, что итоги по РСБУ для «Роснефти» и ЛУКОЙЛа не показательны, у этих компаний они слабо коррелируют с консолидированными результатами по GAAP. Но, уточняет аналитик, результаты квартала отражают общеотраслевую ситуацию. Госпожа Казакова поясняет, что при благоприятной динамике НДПИ (снизился на 7,4% по сравнению с первым кварталом 2006 года) против нефтяников сыграли снижение цен на нефть (на 6,35%), рост экспортной пошлины на нефть (на 13,54%) и транспортных расходов (на 14,3% при транспортировке трубопроводом Нижневартовск–Приморск).
«Перераспределение средств из нефтяного сектора в другие отрасли идет примерно с начала падения цен на нефть – с августа 2006 года. В первую очередь в энергетику, банковский сектор,– отмечает начальник отдела рынка акций Банка Москвы Владимир Веденеев.– На третьем месте – металлургия, что неудивительно: цены на нефть до сих пор не восстановились, а, например, никель стабильно находится на самом высоком уровне».
Привлекательность энергетики обусловлена прогрессом, который произошел в ней за последний год, отмечает аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. «В первую очередь это запуск оптового рынка электроэнергии, который сразу увеличил привлекательность вложений в акции энергокомпаний,– комментирует господин Корнилов.– Второе – успешные размещения ОГК-5 и ОГК-3, которые стали для инвесторов индикаторами перспективности вложений средств в энергетику, они даже готовы платить премии за получение больших пакетов в компаниях». Кроме того, добавляет аналитик, важным было утверждение инвестпрограммы РАО ЕЭС до 2020 года, после которого «стало понятно, во что именно будут вкладываться деньги, и прояснились перспективы инвестиций». Наконец, господин Корнилов отмечает, что на фоне мировых цен стоимость генерирующих активов по-прежнему остается низкой (в РФ – около $600 за 1 кВт установленной мощности, в Европе — $1500-2000).
Портфельный менеджер УК «Альянс РОСНО управление активами» Максим Бекенев говорит, что процесс перекладывания средств из нефтяного сектора в другие отрасли сейчас находится «в довольно зрелой стадии», а показатели первого квартала могут усугубить ситуацию. «Еще осенью участники рынка предполагали, что цены на нефть достигли пика и их дальнейшего роста не произойдет,– констатирует господин Бекенев.– Именно так и сложилась ситуация, и никто не ждет, что сейчас цены выйдут на новый максимум». По оценкам эксперта, сейчас инвесторы заинтересовались компаниями, «ориентирующимися на внутренний рост экономики» – телекоммуникациями, потребительским сектором, розничной торговлей и банками.
Отраслевые эксперты тем не менее не спешат разделять пессимизм в отношении нефтяного сектора на долгосрочный период. Как отмечают в квартальном обзоре аналитики «Тройки Диалог», «прибыли компаний нефтегазового сектора уже достигли минимальных значений и вскоре произойдет разворот тенденции – благодаря увеличению очищенных цен реализации». По их мнению, очищенная цена трубопроводного экспорта в апреле–июне должна существенно вырасти – до $30 за баррель. Хорошим результатам должны способствовать относительно низкие экспортные пошлины на апрель–май, которые были рассчитаны на основе средней цены барреля Urals в январе–феврале ($52,81) и составили $156,4 за тонну – на 13% ниже, чем в начале года. Но пошлины на июнь–июль, рассчитанные на основе цен марта–апреля ($61,13), составят уже $200,6 за тонну (о последствиях этого для розничного рынка нефтепродуктов читайте на этой же странице). То есть для получения нефтяниками хороших результатов в третьем квартале не должно произойти существенного падения цены Urals по сравнению с сегодняшним уровнем.
Аналитики Банка Москвы прогнозируют среднюю чистую маржу нефтяников по 2007 году примерно $20/баррель. «В 2005-м она была порядка $22, в 2006 году – $23. В погодовых колебаниях очищенной цены в пределах 10% нет ничего смертельного»,– отмечает Владимир Веденеев. По мнению аналитиков «Тройки Диалог», в дальнейшем повторения спада прибыли, отмеченного в четвертом квартале, следует ожидать только при цене на нефть ниже $50 – на $15 ниже, чем сейчас. Однако оценить, вернутся ли полностью инвесторы в нефтяной сектор при улучшении финансового положения его участников, фондовые аналитики не берутся.