Правительство одобрило социально-экономический прогноз до 2010 года
На заседании правительства в четверг глава МЭРТ Герман Греф рассказывал о том, как будет развиваться страна до 2010 года. На заседании же правительства солировать Грефу не дал его давний оппонент по либеральному крылу — министр финансов Алексей Кудрин. Выслушав доклад Грефа, он поинтересовался, почему темпы роста ВВП снижаются, сообщает «Нефть России» с ссылкой на «Газету».
«У нас средний рост за 7 лет — 6,8%, а вы прогнозируете максимум 6,2% до 2010 года. Есть ли какие-нибудь пути инновационного развития, чтобы темпы не снижались?» — спросил Кудрин у главы МЭРТа.
Греф после минутной паузы признался, что его ведомство при подготовке прогноза задействовало все возможные ресуры. В итоге 6,1% ежегодного роста — это и есть сценарий инновационного развития. Впрочем, у Грефа есть надежда на нефть. Именно взлет цен на углеводороды, по его словам, позволят экономике ускориться до 6,5-6,8% ежегодного роста. Однако всесильные мировые цены на топливо могут не только разогнать экономический рост, но и обрушить его. Например, при падении цены до $39 за баррель Urals в мэртовском прогнозе говорится лишь о 5-процентном росте.
Кудрин упрекнул Грефа: «Параметры прогноза развития имеют тренд на снижение, если на авось не вырастет цена на нефть». Он еще раз напомнил правительству о том, о чем уже давно говорил: снижение инфляции и, как следствие, процентных ставок по кредитам — это лучший инструмент для улучшения инвестиционного климата. В мэртовском прогнозе инвестиции в основной капитал растут на 11% и, по мнению Кудрина, этого недостаточно. Нужно хотя бы 18-20% роста в год, чтобы поддержать темпы экономического роста. А снижение кредитных ставок до 3-4% — это и есть расширение инвестиционной базы экономики.
Раскритиковал Кудрин и качество накопленных инвестиций, считая их спекулятивными. Характер инвестиций министр финансов объясняет высокой инфляцией при существенном укреплении рубля. В усилении российской валюты, по мнению Минфина, виноват не Центробанк, а правительство, наращивающее государственные расходы. «Если бы мы (государство. — «Газета») не шли в бизнес, а создавали инвестиционный климат, у нас была бы более низкая инфляция, высокие инвестиции и гораздо больший экономический рост в конечном итоге», — заключил Кудрин.
Впрочем, единомышленников в зале заседаний он не нашел. Премьер Михаил Фрадков, высказываясь по поводу макроэкономического прогноза, говорил совершенно о другом. Он требовал от МЭРТа закрепить положительную динамику начала 2007 года в прогнозе. И, чтобы «точнее попасть в прогноз», посоветовал Грефу ориентироваться на первый квартал 2007 года. В результате Греф не понял, на что же ему ориентироваться, так как успехи экономики в начале года объясняются вовсе не заслугами правительства, по оценкам независимых экспертов, а носят сезонный характер (зима была очень теплой).