США не строит НПЗ
В связи с планируемым ростом производства биоэтанола в США строить новые нефтеперерабатывающие предприятия на территории страны будет невыгодно. Такую точку зрения высказал зампред совета директоров корпорации Chevron Питер Робертсон во вторник, сообщает РБК-daily.
Сегодня около 30% всего продаваемого в США бензина содержит присадки этанола. Президент США Джордж Буш поставил перед американскими энергетиками задачу сократить потребление бензина на 20% к 2017 году в основном за счет увеличения доли биоэтанола. Обычно используется бензин с содержанием 10% этанола, что, по данным различных научных организаций США, позволяет снизить токсичность выхлопных газов на 20—40% по сравнению с обычным топливом.
По данным Агентства энергетической информации, производство биоэтанола в США в январе 2007 года составило 375 тыс. барр. (60 млн л) в сутки. Оно позволяет улучшить экологическую ситуацию и стимулирует развитие сельского хозяйства. С точки зрения энергетической безопасности переход на биоэтанол снижает зависимость американских потребителей от импортного бензина.
Впрочем, той же цели могло бы служить увеличение нефтепереработки на территории США, в частности строительство новых НПЗ. Однако, как дал понять Питер Робертсон, концерн Chevron, третья компания в США по объему производства углеводородов, готов идти только на расширение уже существующих нефтеперерабатывающих мощностей. Сейчас Chevron владеет пятью американскими НПЗ, расположенными в Калифорнии, Юте, Миссисипи и на Гавайях. Их общий объем переработки — около 932 тыс. барр. нефти в сутки. Как сообщила пресс-служба компании, в 2006 году мощности завода в штате Миссисипи увеличились на 10%, в дальнейшем они могут быть расширены еще на 15%. Также проводится расширение НПЗ в Калифорнии.
При этом Chevron довольно активно инвестирует в проекты строительства НПЗ за пределами США, в частности в Индии и Южной Корее. Аналитик МДМ-Банка Андрей Громадин объясняет это тем, что в Азии спрос на нефтепродукты растет быстрее, чем в США, и поэтому логично строить новые НПЗ ближе к конечным потребителям. Кроме того, Индия и Южная Корея весьма заинтересованы в строительстве НПЗ на своей территории, поскольку эти предприятия создадут большое число новых рабочих мест. Г-н Громадин подчеркивает, что рынок нефтепродуктов имеет глобальный характер, поэтому решение о строительстве новых НПЗ принимаются сегодня исходя из общей ситуации на мировом рынке нефтепродуктов, а не конъюнктуры рынка отдельно взятой страны, чем и можно мотивировать отказ от строительства НПЗ в США.
Впрочем, отказ строительства может быть связан и с другим «увлечением» американского концерна. Сейчас Chevron активно работает над разработкой технологий производства биотоплива. 12 апреля концерн подписал соответствующее соглашение с лесопромышленной компанией Weyerhaeuser. Также Chevron проводит подобные исследования с рядом научных организаций США.