Несколько способов украсть нефть в РФ
Теневой рынок нефти и нефтепродуктов, который, казалось бы, поутих в 2006—2008 гг., вновь набирает обороты. Пока одни ропщут на нефтяные компании и государство, заливая в бак автомобиля вечно дорожающее топливо, другие ищут способ не только сэкономить, но и подзаработать. Нефть и нефтепродукты попросту воруют. Такой «серый» нефтяной бизнес способен озолотить хозяина всего за несколько дней. Если не воровать самому, то можно такое «серое» «черное золото» перерабатывать или продавать — тоже доходное дело. Смекалке и наглости «жуликов» можно только подивиться.
Самые мелкие криминальные нефтеденежные ручейки протекают от потребителя к потребителю. Тут способ простой — сэкономить и списать лишнее, то есть надуть собственника транспортной компании. Топливо водителям грузовиков обычно оплачивает фирма, предоставляя для этих целей специальные талоны или отдельную пластиковую карту. Схема подзаработать простая: договориться с кассиром на АЗС, который проведет платеж, к примеру, на 500 л (объем бака грузовика в зависимости от модели 200—900 л). При цене дизтоплива 24,8 руб. за литр на 8 июля 2011 г. с карты списывается 12 400 руб., а по факту в бак заливается 420 л. Разница за недополученный дизель возвращается водителю на руки, правда, не в полном объеме. В таком примере вместо 1984 руб. он получит 1600 руб. (по 20 руб. за литр). Потом эти «лишние» 80 л продаются за наличные какому-нибудь постоянному покупателю, но по 23 руб., скажем. Навар небольшой, но смотря сколько таких клиентов и какие объемы оборачиваются.
У водителей бензовозов свои криминальные горизонты. Можно договориться с тем, кто стоит на «пистолете» и заполняет цистерну, залить ее не до отсечки, а по самое горлышко. Водитель автоцистерны порой даже не знает, что везет ворованное топливо. Это в том случае, когда база-приемщик и отправитель договариваются напрямую. По документам вроде бы залили один объем, а по факту привезли больше. Расчет опять же за наличные.
Настоящие «нефтяные реки, денежные берега» там, где тянутся магистральные трубопроводы «Транснефти». Промышляют нелегальными врезками в нефтепроводы в основном в Поволжье и на Кавказе. В Дагестане доходило до смешного: врезку могли подарить на свадьбе в качестве приданого. В 2010 г. ущерб, причиненный незаконными проникновениями в магистральный нефтепровод, составил более 100 млн руб.
В начале 2000-х был полный беспредел. Воровали в промышленных масштабах, на территории Самарской области работали четыре преступные группировки. «Потом «Транснефть» забеспокоилась, установили системы контроля, заключили договор с МВД и местным отделением вневедомственной охраны. Постепенно воровать стали меньше.
«На НПЗ ЛУКОЙЛа хищений нет. Нет даже такой технической возможности», — говорят в компании. По словам представителя ЛУКОЙЛа, основной ущерб происходит при перевозке на РЖД, но если правоохранительные органы задерживают воров, то сотрудников ЛУКОЙЛа среди них не бывает. «Объемы хищений — десятые доли процента производства бензина. Если прибавить дизтопливо — сотые доли процента. ЛУКОЙЛ страхует железнодорожные поставки», — добавляет он.
В мае 2010 г. на станции Горьковской железной дороги, вблизи которой расположен НПЗ ЛУКОЙЛа, была задержана преступная группа, длительное время похищавшая из цистерн бензин, сообщил РБК daily начальник отдела охраны грузов ФГУП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» Юрий Никоноров. По его словам, за первое полугодие текущего года было зарегистрировано семь краж нефтепродуктов из железнодорожных цистерн в пределах 3—5 тонн каждая.
В 2006 г. в перечень охраняемых ведомственной охраной объектов внесли дизтопливо, тогда убытки от хищений доходили до 20 млн руб. в год, ежегодно совершалось до 100 краж. В 2009 г. к списку прибавили еще и топливо для реактивных двигателей. «В год нашими сотрудниками сопровождается около 1,5 млн цистерн», — добавляет г-н Никоноров. В основном хищения происходят еще в самом начале пути — на станции около НПЗ, где осуществляется формирование грузов. «В 90-е годы вокруг станции Татьянка в Волгоградской области пришлось выкапывать рвы, чтобы исключить несанкционированный подъезд к ней бензовозов», — вспоминает собеседник.
Самая ироничная схема сбыта украденной нефти — продать ее обратно «Транснефти». Например, купил кто-то лицензию, поставил одну качалку у себя на участке, которая может и не работать вовсе, а по документам выходит, что добывается столько-то тонн в сутки. Недостающие тонны выкачиваются из трубы и вполне легально сдаются обратно в трубу. Но чаще всего «серое» «черное золото» поставляют мини-НПЗ.
Настоящая охота на «самовары» началась с легкой руки главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, который в начале 2010 г. пожаловался на нерадивых переработчиков президенту Дмитрию Медведеву. С тех пор Ростехнадзор проводит уже вторую волну проверок таких предприятий.
На вопрос, что делать, традиционно однозначного ответа не находится. Большинство сходятся на том, что человеческий фактор непобедим. По некоторым данным, «Татнефть» в свое время решила эту проблему так: если кого-то из сотрудников ловили на воровстве, увольняли не только его, но и всех членов его семьи.
«Эффективным инструментом борьбы с хищениями является существующая в ТНК-ВР система материального поощрения лиц, предоставивших информацию, позволившую предотвратить или возместить ущерб активам компании. Вознаграждение может составить до 10% от суммы предотвращенного или возмещенного ущерба», — говорят в компании.
В «Транснефти» считают, что определяющим фактором, от которого прямо зависит динамика преступных посягательств на объекты ТЭК, является наличие криминального рынка нефти и нефтепродуктов. «В условиях высоких цен на сырую нефть и продукты ее переработки практически вышла из-под контроля государства деятельность предприятий и организаций, занятых в сфере хранения, транспортировки и переработки углеводородного сырья», — заявили в компании.
Полный текст: РБК daily