В. Путин лично занялся проблемой дефицита топлива в стране
Премьер-министр Владимир Путин после недавнего бензинового кризиса сам лично взялся за решение проблемы дефицита топлива в стране и в ходе сегодняшнего совещания по нефтепереработке дал поручения, призванные раз и навсегда разрешить сложившуюся ситуацию.
Прежде всего, глава правительства призвал нефтяные компании согласовывать планы по ремонту НПЗ с профильными ведомствами и резервировать топливо. Также В.Путин считает необходимым закрепить нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн нефти и выравнять пошлины на сырую нефть и темные нефтепродукты.
В качестве основных причин весеннего дефицита топлива в стране эксперты не раз называли устаревшие НПЗ, дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и отсутствие конкуренции. Признал это сегодня на совещании в городе Кириши и премьер. По его словам, большинство нефтяных компаний не выполнили свои обязательства по наращиванию глубокой переработки нефти.
При этом, как отметил В.Путин, эти компании в полной мере воспользовались льготой в виде пониженных таможенных пошлин на нефтепродукты. В свое время нефтяные компании заверяли государство, что вложат средства, полученные на разнице пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты, в развитие глубокой нефтепереработки. «Однако в результате качественного обновления российских НПЗ не произошло, напротив, вырос экспорт мазута и некондиционного топлива», — указал глава российского правительства.
В.Путин также обратил внимание на наличие инвестиционных возможностей у компаний, напомнив, что по итогам прошлого года крупнейшие компании отрасли выплатили около $8 млрд. в качестве дивидендов. При этом недофинансирование их обязательств за 2008-2010 гг. составило $2 млрд.
Для нефтяных компаний, который не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, премьер уже придумал наказание – правительство будет изымать у них необоснованно полученную прибыль. При этом В.Путин поддерживает идею подписания юридически обязывающих соглашений между нефтяными компаниями с одной стороны и ФАСом, Ростехнадзором и Росстандартом — с другой.
Придумал премьер и как избежать сезонного дефицита бензина. Для этого, по его мнению, нужно всего лишь согласовывать планы по ремонту НПЗ с Минэнэрго и Ростехнадзором и при этом дополнительно резервировать топливо.
В то же время он отметил, что зачастую ремонты установок как первичной, так и вторичной переработки нефти запланированы на одни и те же сроки. В этой связи глава правительства считает целесообразным резервировать топливо заранее при проведении плановых ремонтных работ.
Безусловно приоритетным для всех российских нефтяников с сегодняшнего дня должен стать внутренний рынок, считает премьер. По его словам, потребность в нефтепродуктах будет только увеличиваться, и в этой связи профильным ведомствам поручено подготовить баланс производства и потребления на все основные виды топлива и нефтепродуктов.
При этом В.Путин предлагает закрепить обязательства по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в лицензиях на разработку месторождений с запасами от 5 млн тонн нефти. «Объем обязательств компаний по обеспечению внутреннего рынка должен быть пропорционален объемам добываемой нефти», — сообщил он, добавив, что мелкие компании можно «оставить за скобками».
В случае же невыполнения поручения по превращению российского рынка в приоритетный правительство РФ может рассмотреть возможность корректировки экспортных графиков компании «Транснефть». Как заметил В.Путин, изменения схемы взимания экспортных пошлин на нефтепродукты, по мнению экспертов, могут повлечь небольшой рост цен на эту продукцию. В связи с этим он поручил ФАС продолжать мониторинг цен на внутреннем рынке и в случае необоснованного их роста принимать самые «жесткие меры». Он также не исключил, что если эти меры не дадут результата, то придется вернуться к повышению таможенных пошлин, пишет РБК.
В.Путин также призвал представителей компаний не доводить ситуацию до того, чтобы власти были вынуждены «поправить экспортные графики компании «Транснефть».
Вмешательство правительства в график «Транснефти», в принципе может привести к новой форме конкуренции уже между монополистами.
Очень интересный вариант развития мог бы получиться. :)
я с замиранием сердца следила за выступлением премьера. очень было боязно, что прикажет опять цены снижать. но слава богу вроде обошлось. замечания были вполне разумны. осталось только уповать на то, что нефтяники в свете вышеизложенного не начнут перегибать палку. и не станут заливать рынок дешевым топливом, нарушая баланс спроса и предложения.
В выступлении про цены почти не говорилось. Тема вполне разумная — нужно модернизировать НПЗ, увеличивать выход светлых нефтепродуктов. Похоже, принято окончательное решение о выравнивании пошлин.