Крупным компаниям предлагают розничную монополию в обмен на доступ к НПЗ
ФАС не возражает против практической монополизации розничного рынка моторного топлива при условии, что независимые производители нефти получат гарантированный доступ к мощностям нефтеперерабатывающих заводов.
Такой вывод следует из заявления заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина о новых инициативах по регулированию топливного рынка. Правительство возвращается ко все более старым идеям госрегулирования: инициатива по принудительному допуску мелких нефтяников на НПЗ крупных компаний впервые выдвигалась еще в 2001 г., и тогда у нее было больше шансов на реализацию.
Федеральная антимонопольная служба на следующей неделе внесет в правительство проект закона «Об обороте нефти и нефтепродуктов». Об этом заявил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, уточнив, что законопроект еще не согласован Минэнерго и к нему есть претензии у Минэкономики. По словам господина Голомолзина, законопроект предполагает запрет на развитие сетей АЗС вертикально интегрированных компаний, если их доля на региональном рынке превышает 35-50% — в зависимости от конкретного региона.
Напомним, что предложение ограничить развитие сетей АЗС ВИНК в тех регионах, где их доля превышает 35%, было обнародовано ФАС еще в 2009 г. Законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов» был предложен ФАС в марте 2011 г. в одном пакете с законопроектом «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ».
Предполагалось, что законопроекты станут альтернативой разработанному в Минэнерго законопроекту «О нефти». Однако в проекте ФАС, речь шла уже о запрете расширения сетей АЗС, если доля ВИНК в регионе превышает 25%, то есть норма ужесточена. Судя по заявлению господина Голомолзина, теперь ФАС смягчила требования к монополистам. Если при пороге 25% рынка практически во всех регионах крупные компании лишались права расширять сети, то при пороге 35% рынка ограничения на расширение сетей почувствуют компании примерно в половине регионов. И лишь в трети субъектов федерации доля монополистов на розничном рынке превышает 50% — пороговую величину в последней редакции законопроекта.
Платой за смягчение отношения к монополизации розничного рынка моторного топлива стало требование ФАС предоставить гарантии доступа независимым производителям нефти к мощностям НПЗ. Напомним, что на прошлой неделе Минэнерго предложило вернуться к идее вице-премьера Игоря Сечина о выделении независимым производителям нефти отдельного НПЗ. Правда, если Игорь Сечин в 2008 г. предлагал построить новый завод, Минэнерго предложило приобрести один из имеющихся, пишет КоммерсантЪ. ФАС же реанимирует более старую идею, предлагавшуюся независимыми производителями еще в 2001 г.,- обязать ВИНК выделить на своих НПЗ специальные квоты для независимых производителей нефти. «Мы делаем встречное предложение, чтобы ВИНК на своих НПЗ гарантированно предоставляли часть переработки независимым участникам рынка»,- заявил господин Голомолзин, уточнив, что квота «может быть порядка 15% от их мощностей».
Эта идея вряд ли может быть реализована в ближайшее время. Если в 2000 г. доля независимых производителей действительно составляла более 10% добычи, то сегодня доля независимых производителей, по оценке ассоциации малых нефтяных компаний «Ассо-нефть», не превышает 3%, да и то некоторые производители могут считаться «независимыми» лишь условно. «Мы очень рады, что ФАС озаботилась проблемой доступа независимых компаний к внутреннему рынку»,- заявила глава «Ассо-нефти» Елена Корзун.
При этом все попытки нефтяников добиться налоговых льгот для малых месторождений не увенчались успехом. «В марте 2011 года в Госдуму была внесена поправка, предполагающая льготы по НДПИ для мелких месторождений. Ее приняли в первом чтении, и с тех пор она лежит без движения»,- посетовала глава ассоциации, отметив, что при такой поддержке независимого сегмента рынка воспользоваться предложенными ФАС квотами смогут немногие. Кроме того, в «Ассо-нефти» напомнили: предыдущая попытка выделить квоты на НПЗ ВИНК закончилась тем, что крупные компании установили запредельную стоимость процессинга нефти: чтобы эффективно реализовать предложения ФАС, потребуется удерживать стоимость процессинга на том же уровне, что и для нефти собственников завода. А это возвращает предложения ФАС по квотам к проекту Минэнерго, предлагающему независимым производителям отдельный НПЗ с регулируемыми государством тарифами на процессинг.
Такую идею я высказывал в комментариях пару дней назад. Услышали? :)
Сначала уничтожили давальческую схему, при которой на завод допускались независимые производители, теперь хотят ее заново возрадить!!! Вывод: решение о ликвидации схемы при которой на НПЗ допускались независимые производители, принималось под давлением и при активном лоббировании ВИНКОВ, теперь, когда рынок производства нефтепродуктов монополизирован, обратно отдавать эту монополию ни кто не хочет, и вряд ли произойдет возврат к той схеме. Компании владельцы НПЗ, даже при принятии законов, позволяющих заходить независимыим компаниям со своим сырьем на завод, будут всячески препятствовать этому.