ФАС назвала предложенную Минэкономразвития реформу госзакупок возвратом в прошлое
Спор Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития о том, как нужно реформировать систему госзакупок, выходит на новый уровень. Ведомство Эльвиры Набиуллиной написало концепцию проекта закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС). По замыслу он должен заменить защищаемый ФАС действующий 94-ФЗ (закон о госзакупках).
О действующей версии закона о госзакупках авторы концепции ФКС высказываются не самым лестным образом. «Одним из результатов применения 94-ФЗ стало кардинальное увеличение госзаказа, размещаемого на внеконкурсной основе, что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правового регулирования в области госзакупок», — пишут они. Более того, существующие процедуры позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам с низкой квалификацией.
Перечисляются и другие недостатки 94-ФЗ. «В законе крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа. Значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено», — считают в Минэкономразвития. Кроме того, недостатки правового регулирования приводят к распространению случаев поставки некачественных товаров и услуг.
ФАС защищает свое видение закона о госзакупках. Его обновленную концепцию ведомство представило в конце февраля. О том, что Минэкономразвития готовит свою версию закона, антимонопольщики знали. «На наш взгляд, президент поручил усовершенствовать действующий закон, а не писать новый», — заметил глава службы Игорь Артемьев.
Неприязнь на почве госзаказа у Минэкономразвития и ФАС взаимная. «Тот закон, который предлагает Минэкономразвития и Высшая школа экономики, приведет к росту коррупции. Это противоречит целям по доработке законодательства с целью исключения коррупционных норм, о которых в своем послании говорил президент. Закон предлагает разрушить все, что сделано за последние пять лет, и начать с нуля», — считает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев.
По его словам, Минэкономразвития предлагает заказчику, окруженному бюджетными деньгами, полную свободу действий: он может допускать любых поставщиков по критерию репутации, выбирать, участвовать в электронном аукционе или нет. «Это приведет к резкому росту коррупции и отсутствию какой-либо конкуренции», — заключает г-н Евраев, добавляя, что ФАС не идеализирует 94-ФЗ. В нем остались нерешенные вопросы, над ними ФАС активно работает.
Более того, по мнению чиновника ФАС, закон Минэкономразвития вернет страну в прошлое — до 1 января 2006 года, когда в сфере госзаказа царил произвол и отсутствовала конкуренция. 94-ФЗ ввел конкурентные процедуры в сферу госзаказа: начал работу общероссийский портал, электронные аукционы, предприниматели за пять рабочих дней могут обжаловать и восстановить свои права, защищает г-н Евраев 94-ФЗ.
Обновленная концепция 94-ФЗ, как и концепция ФКС, включает комплексный подход к процессу закупок. «Мы тоже предлагаем регламентировать весь цикл госзакупок. Мы отличаемся лишь тем, что Минэкономразвития предлагает внедрить коррупционные практики, а мы считаем, что это делать никак нельзя», — иронизирует г-н Евраев.
«ФАС выступает против радикальных изменений 94-го закона и за постепенное совершенствование практики применения отдельных статей, а Минэкономразвития выступает за радикальные изменения и предлагает концепцию, в основе которой должно лежать полностью новое законодательство о госзакупках», — поясняет эксперт НИСИПП Алексей Шестоперов.
Эксперты уверены, что пока ни один из предлагаемых вариантов не идеален и их нужно активно дорабатывать. «94-й закон в сравнении с законодательствами других стран не самый худший. Там достаточно много новаций и рациональных вещей, но его, конечно, надо дорабатывать», — говорит Андрей Храмкин, добавляя, что ФКС и 94-ФЗ — не взаимоисключающие вещи. «Просто 94-ФЗ должен быть со временем встроен в ФКС», — уверен он.