Восточная альтернатива России

На минувшей неделе сразу два государства Средней Азии — Казахстан и Туркмения — заявили о своих планах по увеличению экс­порта энергоресурсов. Однако дополнительные объемы казахстанской нефти и туркменского газа могут достаться не только России. Астана и Ашхабад по-прежнему нацелены на укрепление энергетического сотрудничества с Китаем.

В интервью телеканалу «Россия» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан готов увеличить экспорт нефти в Россию, если будет повышена пропускная способность российских трубопроводов. Сейчас из 52 млн т идущей на экспорт казахстанской нефти через Россию транзитом проходит более 41 млн т.

Почти одновременно о своих энергетических планах сообщила и Туркмения. На заседании кабинета министров вице-премьер Тачберды Тагиев пообещал, что в 2007 году в стране будет добыто 80 млрд куб. м газа, то есть на 20% больше, чем в прошлом году. Объем экспорта газа возрастет на 25% и составит 58 млрд куб. м.

По оценкам аналитиков, запасы нефти в Казахстане и газа в Туркмении могут позволить этим странам увеличивать экспорт энергоносителей, хотя в случае с Туркменией нель­зя забывать, что результаты независимого аудита запасов газа до сих пор не опубликованы. Сомнения у специалистов вызывают лишь возможности транспортировки углеводородов из этих стран.

Как замечает эксперт East Euro­pean Gas Analysis Михаил Корчемкин, у Туркмении «отсутствуют трубопроводные мощности для транспорта дополнительного газа, именно поэто­му резкое увеличение добычи не представляется реальным». Есть проблемы и с маршрутами транзита неф­ти из Казахстана. По словам аналитика ИК «Тройка Диалог» Валерия Нестерова, значительно увеличить пропускные мощности трубо­проводной системы в этом регионе смо­жет только сооружение второй очереди КТК, что пока остается лишь проектом.

Среди аналитиков нет единого мнения о том, куда может пойти дополнительный газ из Туркмении. По мнению эксперта-аналитика отдела исследований газовой отрасли Ин­ститута проблем естественных монополий Ильи Соловьева, из предполагаемого объема экспорта в 58 млрд куб. м газа около 50 млрд будет закуплено Россией, а 8 млрд — Ираном. Однако Михаил Корчемкин считает, что «если у Туркмении и будет новый газ, то он вряд ли пойдет в Россию — Туркмения диверсифицирует экс­порт­ные маршруты».

В своем стремлении диверсифицировать экспорт нефти и газа Казахстан и Туркмения возлагают большие надежды на сотрудничество с Китаем. Обе страны собираются строить трубопроводы в Поднебесную. В интервью «Вестям недели» Нурсултан Назарбаев отметил, что проект трубопровода Казахстан — Китай – «не конкуренция России, а коммерческая разумность в выстраивании отно-шений с другим соседом». Однако г-н Нестеров считает, что если не будут построены новые трубопроводы, в частности вторая очередь КТК, то Россия потеряет свою роль главного энергетического партнера Казахстана.

Между Туркменией и Китаем также уже достигнута договоренность о строительстве трубопровода. В апреле 2006 года страны заключили договор о поставке в Китай 30 млрд куб. м газа ежегодно в течение 30 лет, на-чиная с 2009 года. Сырьевой базой газопровода станут месторождения правобережья реки Амударьи. Однако реализация проекта может суще­ственно замедлиться, поскольку Сапармурат Ниязов не успел подписать ряд дополнительных соглашений, определяющих конкретные детали проекта. «Есть также опасность, что проект вообще не состоится из-за противодействия России, или же Россия получит долю в проекте, что было бы нежелательно для Китая, поскольку в долгосрочной перспективе повышает его зависимость от поставок энергоносителей, контролируемых Россией», — резюмирует Илья Соловьев.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Сербия готова выкупить российскую долю в нефтеперерабатывающей компании NIS
Сербия может заплатить ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Газпром» за выход из единственного нефтеперерабатывающего предприятия балканской страны, чтобы сохранить местное производство топлива после того, как оно попало под новые санкции США в отношении российской нефтяной промышленности.
Алис Вайдель потребовала от Берлина возобновить поставки российского газа по уцелевшей нитке «Северного потока-2» (Видео)
Открывшийся сегодня в Саксонии съезд ультраправых единогласно утвердил ее кандидатом в канцлеры. Согласно опросам, уровень поддержки АДГ сейчас рекордный за год. А Вайдель лидирует в рейтинге претендентов на пост канцлера. В предвыборной программе партия декларирует взаимовыгодные отношения с ведущими державами, в том числе Россией.