Непостоянная политика Европы в погоне за нефтью

На следующей неделе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и другие дипломаты из Евросоюза отправятся в Казахстан на встречу со своими партнерами из центральноазиатских республик, — пишет The International Herald Tribune.

Страны Центральной Азии, которыми с большей или меньшей степенью авторитаризма правят лидеры, мало считающиеся с западными представлениями о правах человека и главенстве закона, были не слишком заметны на внешнеполитических радарах ЕС и Германии до 11 сентября 2001 года, когда произошла серия терактов в Америке.

Германия, которой потребовалась военная база для тылового обеспечения своих войск, развернутых на севере Афганистана, начала улучшать отношения с Узбекистаном, где репрессивным режимом руководит президент Ислам Каримов. В мае 2005 года его силы безопасности открыли огонь по гражданским лицам, протестовавшим против арестов людей, обвиненных в исламском экстремизме. Было убито, по меньшей мере, 180 человек.

Несмотря на отнюдь не благоприятную обстановку с правами человека, находящиеся к востоку от Каспия центральноазиатские республики — Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан приобретают все возрастающее значение для Европы, но по иной причине. В этих странах есть природный газ, а Евросоюз нуждается в снижении степени своей энергетической зависимости от России. Однако чтобы добраться до энергоресурсов Центральной Азии, ЕС должен продемонстрировать нехарактерную для себя сплоченность, дабы отразить попытки российского государственного энергетического гиганта «Газпром», стремящегося расстроить европейские планы в регионе.

«Центральная Азия — это новый регион для силовой политики, — говорит эксперт по вопросам российской безопасности из министерства обороны Нидерландов подполковник Марсель де Хаас, работающий в настоящее время в голландском Институте международных отношений, — Европе нужно больше газа. Она нуждается в диверсификации поставок, чтобы снизить свою зависимость от России. Суть игры в Центральной Азии понятна. Вопрос в том, хватит ли Евросоюзу политической воли, чтобы добиться успеха в этом регионе».

Проверкой такой политической воли на прочность станет самый крупный и амбициозный проект ЕС по строительству трубопровода Nabucco.

Идея такого строительства возникла в 2002 году, и это была первая попытка Евросоюза выработать общую политику в сфере энергетической безопасности. Этот газопровод протяженностью 3300 километров должен брать свое начало на границах Турции с Грузией и Ираном, чтобы затем соединиться в единую ветку. После соединения он должен пройти по территории Турции, Болгарии, Румынии и Венгрии, чтобы закончиться в Австрии. Газ в трубу будет подаваться из Ирана и Ирака, в зависимости от политической ситуации, а также с новых каспийских газовых месторождений Азербайджана, а со временем и Казахстана.

Пока на участие в строительстве трубопровода согласились пять энергетических компаний: турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, венгерская Mol и австрийская OMV. Томас Хюмер из OMV заявил, что стоимость проекта составит от 4,6 до 5 миллиардов евро, или от 6,1 до 6,6 миллиарда долларов. Трубопровод может быть введен в строй в 2012 году, если технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено в ближайшее время. Представитель компании Botas Эмре Энгур (Emre Engur) сказал, что к 2025 году, когда трубопровод заработает на полную мощность, до 15 процентов потребляемого Европой газа будет приходить из Центральной Азии. Это солидный объем, если сравнивать его с сегодняшней долей России в 25 процентов.

Как это часто бывает с крупными проектами ЕС, детали финансирования, как и состав инвесторов, пока не определены. Консорциум хочет, чтобы львиную долю капиталовложений взял на себя Европейский инвестиционный банк. Представитель банка Душан Ондреичка говорит, что они ждут завершения технико-экономического обоснования. «Если нас попросят, и если проект будет жизнеспособным, мы пойдем на его финансирование. Это один из важных приоритетов нашего банка — вкладывать средства в проекты, подобные Nabucco, потому что он нацелен на диверсификацию поставок», — отметил он.

Вопрос финансирования это мелочь в сравнении с силовой политикой. Когда комиссар Европейского союза по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс в июне прошлого года объявил о создании консорциума, «Газпром» был уже готов к этому. Он начал ставить палки в колеса, подписывая соглашения с основными игроками в области энергетики.

Казахстан согласился в течение следующих пяти лет продавать все свои экспортные и транзитные объемы «Газпрому». Согласно 25-летнему договору с Туркменистаном, Россия будет получать все излишки его экспортного газа. В случае наращивания производства российский газовый гигант будет также покупать эти дополнительные объемы. «Газпром» до 2010 года зарезервировал для себя значительную часть транзитной трубопроводной сети Узбекистана, лишив поставщиков со стороны возможности перекачивать через нее свой газ. В отчете варшавского Центра восточных исследований делается вывод о том, что долгосрочная цель «Газпрома» заключается в получении контроля над газовыми запасами, транспортными маршрутами в Европу и газовым экспортом из Центральной Азии на европейский континент.

Де Хаас говорит о том, что «Газпром» пытается сорвать реализацию проекта Nabucco. «Это очень открытая политика. Политика ‘Газпрома’ заключается в проталкивании интересов, потому что ‘Газпром’ — это президент Владимир Путин», — заявляет он.

Россия и Венгрия, которая является членом ЕС, согласились продлить трубопровод «Голубой поток», проложенный по дну Черного моря из России в Турцию. Дополнительная ветка пройдет почти по тому же маршруту, что и Nabucco, но закончится она в Венгрии, где «Газпром» создает крупные газовые хранилища под землей.

Когда венгерского премьер-министра Ференца Дюрчаня в ходе интервью спросили, почему он готов поддержать российский проект, хотя Венгрия входит в состав консорциума Nabucco, он ответил: «Nabucco это мечта. А мечтами мы свои квартиры не согреем».

Турция, являющаяся участником консорциума Nabucco и ведущая переговоры о вступлении в ЕС, тоже проявляет несговорчивость. Она хочет контролировать транзитные цены, направляя газ Nabucco в Европу, и даже думает над тем, чтобы закачивать в этот трубопровод российский газ.

В служебной записке для внутреннего пользования Еврокомиссия, являющаяся исполнительным органом Евросоюза, приводит мрачный отчет о том, чем подобные действия Турции грозят будущему Nabucco. Они могут пустить под откос усилия ЕС по диверсификации своего топливного импорта и помешать функционированию Nabucco как единого проекта, проходящего от турецкой границы с Ираном в Австрию. Томас Хюмер из OMV признает, что тарифы и ставки транзита пока не обсуждались. «Это не самый легкий проект, — говорит он, — мы готовы пойти на то, чтобы пустить российский газ через Nabucco».

«Газпром» во время брифинга на прошлой неделе отметил, что трубопровод Nabucco это пока только проект. По словам де Хааса, самая большая проблема Nabucco состоит в отсутствии у Евросоюза решимости.

«Очень велика возможность того, что «Газпром» перехитрит Евросоюз. Но похоже на то, что Брюссель этого не понимает», — говорит он. Если лидеры ЕС не прекратят свои проволочки, инвесторы отойдут в сторону, Nabucco останется несбыточной мечтой, а Россия расстроит планы Европы по вхождению в Центральную Азию.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Сербия готова выкупить российскую долю в нефтеперерабатывающей компании NIS
Сербия может заплатить ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Газпром» за выход из единственного нефтеперерабатывающего предприятия балканской страны, чтобы сохранить местное производство топлива после того, как оно попало под новые санкции США в отношении российской нефтяной промышленности.
Алис Вайдель потребовала от Берлина возобновить поставки российского газа по уцелевшей нитке «Северного потока-2» (Видео)
Открывшийся сегодня в Саксонии съезд ультраправых единогласно утвердил ее кандидатом в канцлеры. Согласно опросам, уровень поддержки АДГ сейчас рекордный за год. А Вайдель лидирует в рейтинге претендентов на пост канцлера. В предвыборной программе партия декларирует взаимовыгодные отношения с ведущими державами, в том числе Россией.