Гуцериев ставит на бензин
«Русснефть» разработала план модернизации ОНОСа на ближайшие три года, согласно которому производство бензинов на орском предприятии увеличится в два раза — с 723 000 т до 1,4 млн т, производство дизельного топлива вырастет с 1,4 млн т до 1,9 млн т, сообщил представитель пресс-службы «Русснефти». Мазут и дизельное топливо в общем объеме продукции ОНОСа занимают более 60%. К 2010 г. ОНОС будет загружен на полную мощность и начнет перерабатывать 6 млн т нефти, а глубина переработки достгнет 92%, отметили в пресс-службе. Для этого в 2007 г. будет установлено оборудование, позволяющее увеличить выпуск высокооктановых бензинов Евро-3, -4, -5; будет заменен катализатор гидроочистки: ОНОС осваивает дизельное топливо по стандарту Евро-4 и планирует вывод этой продукции на мировые рынки. Вице-президент по связям с общественностью «Русснефти» Эдуард Саркисов подтвердил информацию о планах по модернизации ОНОСа. В пресс-службе рассказали, что «Русснефть» модернизирует ОНОС за счет собственных средств, но отказались назвать размер инвестиций. Источник, знакомый с проектом, сообщил, что инвестиции в 2007 г. составят 1,3 млрд руб., а объем инвестиций до 2010 г. еще не определен. По словам аналитика «Финама» Михаила Фролова, чтобы достичь заявленных результатов к 2010 г., потребуется не менее $200 млн инвестиций. О планах увеличения мощностей ОНОСа знает пресс-секретарь губернатора Оренбургской области Игорь Дмитрочков.
В конце января этого года «Русснефть» заявила о строительстве в 2007 г. комплекса эстакады тактового налива светлых нефтяных продуктов, который позволит загрузить предприятие минимум еще на 500 000 т в год и довести переработку до плановой мощности 5,5 млн т в год. На этот проект, по словам Саркисова, «Русснефть» направит порядка 1,2 млрд руб.
«ОНОС крайне остро нуждается в модернизации, — рассказывает Фролов. — Глубина переработки на заводе не превышает 60%, в то время как среднее значение по отрасли составляет 71%». По его данным, лидирующие позиции по глубине переработки занимают Омский НПЗ («Газпром нефть») и «Пермьнефтеоргсинтез» («Лукойл»), у каждого из которых этот показатель равен 85%.
Доведение глубины переработки до 92% к 2010 г. — амбициозные планы, полагает руководитель нефтегазовой и энергетической практики в России и СНГ компании А. Т. Kearney Михаил Бельзер. К подобному показателю стремятся все крупные компании..
Новокуйбышевский НПЗ (НкНПЗ, 100%-ная «дочка» ЮКОСа) в прошлом году переработал 7,2 млн т нефти и произвел 1,4 млн т бензина и 2,2 млн т дизтоплива, говорит специалист службы по связям с общественностью НкНПЗ Лариса Старостина. Саратовский НПЗ (принадлежит ТНК-ВР) в 2007 г. вложит в модернизацию производства 1,3 млрд руб., это позволит перерабатывать 7 млн т нефти в год, рассказали в управлении по связям с общественностью филиала «ТНК-ВР Поволжье». В 2006 г. предприятие переработало 5,9 млн т нефти.
Сейчас объем потребления бензина в России равен 27 млн т в год, профицит составляет 4 млн т, рассказывает Бельзер, но к 2015 г. ожидается рост объема потребления бензина до 38 млн т в год и дефицит порядка 5-8 млн т.
В январе 2007 г. стало известно, чтио компания Михаила Гуцериева «Русснефть» недоплатила в казну налоги на сумму 740 млн руб. — к такому выводу пришли следователи МВД и возбудили уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере. Потом в офисе «Русснефти» прошли обыски.
Аналитик «Тройки-Диалог» Валерий Нестеров затруднился спрогнозировать как эта ситуация повлиет на долгосрочные инвестпланы «Русснефти» относительно ОНОСа. Нестеров отметил, что любые проблемы возникающие у столь крупных компаний могут повлиять на повышенние ставки кредитов или сдвинуть сроки инвестпрограмм. «Стопроцентной гарантии реальности долгострочных инвестиций на нефтяном рынке сегодня не может дать никто», — отметил Нестеров.