Нефтяники ограничивают биржевую торговлю топливом
Развивать биржевые площадки по продаже нефтепродуктов, о чем несколько лет назад активно рассуждали чиновники, оказалось непросто: покупателей недостаточно, биржевая цена на топливо порой выше, чем на внутреннем рынке. К тому же и сами производители нефтепродуктов не готовы продавать на бирже более 15% топлива, о чем просит ФАС. Например, в прошлом году «Роснефть» снизила продажи через биржу (-14,2% в декабре к январю) до оговоренного порога, а большинство ее конкурентов его просто игнорируют.
«Роснефть» в прошлом году на биржевых площадках продала около 3 млн т нефтепродуктов. При этом начиная с осени объемы продаж начали снижаться. Так, если в октябре компания реализовала 262 тыс. т нефтепродуктов (самый высокий показатель за год — 324,3 тыс. т), то в январе этого года этот показатель упал до 117,7 тыс. т (данные ИАЦ «Кортес», см. таблицу на с. 4).
У других компаний в течение года продажи увеличивались. ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ в декабре через биржи реализовали почти в три раза больше нефтепродуктов, чем в январе 2010 года, соответственно «Сургутнефтегаз» — в семь раз, «Газпром нефть» — в 8,7 раза, «Башнефть» — в 4,2 раза.
Сколько компании должны продавать горючего на биржах, законодательно не прописано. Тем не менее представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) неоднократно говорили о требовании реализации 15% от всего объема реализуемых на внутреннем рынке нефтепродуктов. Это условие в прошлом и начале этого года выполняли только ТНК-ВР, ее показатель — 19,7% (из расчета 7,3 млн т топлива, проданного на внутреннем рынке, по данным источника РБК daily), и «Роснефть» — 16% (18,7 млн т), немного недотягивал «Сургутнефтегаз» — 14,5% (4 млн т). Нефтяная «дочка» «Газпрома» продавала через биржу 12,7% (8,2 млн т), меньше всех ЛУКОЙЛ — 6,7% (13,3 млн т).
Участники рынка подчеркивают, что объем биржевых продаж госкомпании начал снижаться как раз с назначением в сентябре новым главой «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Означает ли это смену биржевой политики компании, собеседники не берутся прогнозировать. А представитель компании не стал комментировать ее планы, в частности в рамках разрабатываемой стратегии до 2030 года. Он лишь отметил, что регулирующим органом установлено продавать 15% топлива. «В среднем компания продает 16%. Увеличение этого объема будет зависеть от долгосрочных контрактов «Роснефти», — сказал он.
На биржевую торговлю государство возлагало большие надежды. По сути, она должна была стать панацеей от бесконтрольного повышения стоимости топлива со стороны ведущих нефтекомпаний. Вице-премьер и председатель совета директоров «Роснефти» Игорь Сечин не раз проводил совещания с нефтяниками по этому вопросу, но последние выходить на биржу не спешили. Помогли лишь прямые указания первых лиц государства, а также штрафные санкции, наложенные ФАС за завышение цен на нефтепродукты. Недавно глава службы Игорь Артемьев вновь обратил внимание на биржевые площадки, где топливо продавалось фактически по оптовым ценам, и попросил ФСФР проверить обоснованность биржевых цен.
Компании не стремятся увеличивать объемы продаж, поскольку им выгоднее продавать нефтепродукты через свою сеть АЗС или на оптовом рынке, чем через биржу, отмечает аналитик Rye, Man and Gor Securities Константин Юминов. «Перед ними была поставлена задача реализовать 15% топлива от объема продаж на внутреннем рынке, выше этого уровня они вряд ли будут подниматься. По крайней мере до тех пор, пока не поступит очередная директива от государства», — говорит эксперт.
«Роснефть», как крупная государственная компания, для других участников должна была стать на бирже вроде маркет-мейкером, поэтому рынок обратил внимание, когда компания сбавила обороты, отмечает директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков. Но у нее были на то веские причины.
Проблемой для биржевой торговли является не только снижение предложения со стороны крупных производителей, но и дефицит покупателей. Тем более что такой широкий сегмент потребителей, как структуры, имеющие отношение к государству, после внесенных в 2009 году поправок к закону «О размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд» лишились права размещать заказы для государственных нужд на товарных биржах. Допуск их на сырьевую площадку мог бы решить ситуацию с ликвидностью. «Законодательно прописать механизм биржевой торговли следовало еще два года назад, тогда мы бы не увидели ее отторжение компаниями сейчас», — добавляет г-н Строков, сообщает «РБК daily».
Было бы полезно объединить все нефтегазовые биржи в одну, это бы увеличило ликвидность.