Не для ЛУКОЙЛа
Американская газета The Wall Street Journal вчера сообщила, что иракский законопроект о нефтяной отрасли, одобренный недавно правительством страны и направленный в местный парламент, содержит положение о пересмотре контрактов, заключенных при режиме Саддама Хусейна. По данным издания, этот пункт затрагивает интересы российских компаний — ЛУКОЙЛа по разработке месторождения «Западная Курна-2» и «Стройтрансгаза», получившего контракт на геологоразведку четвертого блока Западной пустыни. Месторождения «Рафидейн», которое было обещано «Союзнефтегазу» Юрия Шафраника, этот пункт не касается — российская компания подписала лишь соглашение о намерениях, а не контракт на разработку.
Текст законопроекта в открытом доступе пока не опубликован, и судя по всему, в парламенте Ирака развернется серьезная борьба вокруг его положений, в том числе касающихся пересмотра контрактов. Ведь в 2002-2003 годах — накануне войны — в Багдаде никто не сомневался, что свержение режима Саддама Хусейна является борьбой американцев за энергоресурсы Персидского залива. Тем не менее официальные лица в Ираке заявляют, что законопроект будет принят парламентом до конца марта.
В законопроекте, который лоббируют США, как цитирует The Wall Street Journal Интерфакс, перечислены 51 месторождение и 65 разведочных блоков. Они поделены на четыре категории. К первой отнесены 27 разрабатываемых месторождений, ко второй — месторождения с подтвержденными запасами, находящиеся рядом с месторождениями первой категории, к третьей — все прочие месторождения, которыми будет распоряжаться министерство нефти Ирака или правительство Курдистана (на подконтрольной ему территории), к четвертой — разведочные блоки. По словам знакомого с законопроектом эксперта, первые две категории будет контролировать иракская национальная нефтяная компания, которую еще предстоит создать. Под это положение и попадает контракт ЛУКОЙЛа по разработке «Западной Курны-2». Относительно разведываемых блоков американская газета ничего не сообщает, но, судя по всему, предполагает, что они также могут быть подконтрольны иракским властям.
В пресс-службах ЛУКОЙЛа и его «дочки» LUKOIL Overseas отказались комментировать положения окончательно не одобренного законопроекта. В то же время очевидно, что компания Вагита Алекперова прикладывала все усилия, чтобы сохранить контракт, и будет продолжать это делать. Ведь «Западная Курна-2» является весьма крупным месторождением — доказанные извлекаемые запасы составляют около 6 млрд баррелей нефти. Капвложения в его разработку составляют около 3,7 млрд долларов.
Месторождение разрабатывается на условиях СРП, оператором является консорциум, в котором ЛУКОЙЛу принадлежит доля в 68,5%, «Зарубежнефти» и «Машиноимпорту» — по 3,25%, министерству нефти и газа Ирака — 25%. Однако в ЛУКОЙЛе никогда не скрывали, что рассчитывают сохранить контракт благодаря поддержке своего крупного американского акционера — ConocoPhillips. В 2005 году обе компании заключили соглашение, в соответствии с которым американцы купят до 20% акций ЛУКОЙЛа, а также долю в 17,5% в консорциуме, разрабатывающем «Западную Курну-2». Первый пункт был недавно выполнен, второй же пока нет — компании ожидают подтверждения контракта.
Однако даже при самом неблагоприятном раскладе у ЛУКОЙЛа остается право обращения в международный суд в Женеве. О его наличии компания заявила еще в 2002 году, когда администрация Саддама Хусейна заявила об аннулировании контракта. В ЛУКОЙЛе тогда заявили, что согласно условиям контракта его расторжение возможно только в женевском суде. А туда никто не обращался. Но если режим Саддама Хусейна мог позволить себе закрыть глаза на это обстоятельство, то проамериканская администрация Ирака вряд ли может поступить аналогично. А потому вполне вероятно, что сейчас начнутся поиски компромиссного решения. Нельзя исключать, что ЛУКОЙЛу поможет его активное взаимодействие с иракскими властями в последние три года, в рамках которого компания обучала студентов из Багдада в российских вузах и, по некоторым данным, поставляла топливо в Ирак.