ФАС не помеха «Газпрому»
Вчера глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил против сделки по объединению энергетических активов «Газпрома» и СУЭК. По его мнению, она станет второй попыткой монополизации энергетики и приведет к тому, что газовый концерн будет контролировать реформу РАО «ЕЭС России». Ранее против альянса выступил другой крупный чиновник министр экономического развития Герман Греф. Впрочем, антимонопольщики признают свое бессилие и разрабатывают ограничения на случай заключения сделки. С тех пор как 8 февраля два гиганта заявили о своем намерении объединить энергетические активы, положительно об этой сделке публично не высказался никто. На следующий день после официального объявления глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс заявил о своем крайне негативном отношении к событию. Позже он объяснил свою позицию так: «Я считаю госкапитализм тупиком». Выступая на IV Красноярском экономическом форуме, на эту же тему высказался и руководитель МЭРТ. «Я считаю это опасной крайностью, в которую нельзя ударяться. Мы должны сохранить конкурентную среду», — заявил Герман Греф.
Глава ФАС разделяет эту точку зрения. «Мое отношение к сделке негативное, — заявил Игорь Артемьев. — Но ФАС будет действовать по закону». По мнению чиновника, в случае совершения данной сделки «в топливном цикле «Газпром» будет не просто занимать монополистическое положение, а контролировать всю реформу энергетики, за исключением разве что гидроэнергетики». Фактически, по мнению Игоря Артемьева, это будет «повторная реформа».
Между тем закон о конкуренции предписывает ФАС рассчитывать при определении монопольного положения доли на рынках отдельных товаров — соответственно, на рынке угля и газа. «Конечно же, у «Газпрома» нет угольных активов, но он будет иметь монопольное положение на энергетическом рынке Сибири и Дальнего Востока», — сетует г-н Артемьев. Глава ФАС отметил, что антимонопольный орган «будет делать все, чтобы объяснить правительству РФ свою точку зрения на данную сделку».
«Очевидно, что ФАС не может запретить консорциуму «Газпрома» и СУЭК развиваться дальше, так как одобрение получено на государственном уровне», — считает Семен Бирг из ИК «Финам». Вчера г-н Артемьев фактически признал это, заявив, что антимонопольная служба «с опасением ожидает появления ходатайства «Газпрома» о покупке СУЭК». По словам г-на Артемьева, соответствующих документов от газовой компании в ФАС не поступало. «Но мы с тревогой их ожидаем», — подчеркнул глава ФАС.
Руководитель отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Наталья Порохова считает, что сложившаяся ситуация была прогнозируема. «Все, что происходит, является абсолютно естественным процессом для энергорынка, — сказала он РБК daily. — Еще до реформы было очевидно, в том числе по опыту зарубежных стран, что начнется его монополизация топливными компаниями. Поскольку в России монопольный рынок газа (при доле газа в топливной корзине на уровне 65%), то понятно, что тенденции усугубятся и энергорынок будет стремиться даже не к олигополии, а к монополии».
Правда, по мнению г-жи Пороховой, слияние «Газпрома» и СУЭК вполне «рыночно» и отнюдь не противоречит реформе электроэнергетики. «Энергетики не должны влиять на действия топливных компаний», — считает эксперт ИПЕМ. По ее словам, ситуация является пороком не антимонопольного законодательства, а самой реформы электроэнергетики. «Фактически ни одна цель реформы на сегодняшний день не достигнута, а появившиеся проблемы предлагается решать отнюдь не рыночными методами — запретом на создание энергетических холдингов или за счет перекрестного финансирования сетей путем распродажи сетевых активов», — считает она.
Однако, как полагает Семен Бирг, совместные усилия РАО «ЕЭС», ФАС и Минпромэнерго могут привести к тому, что амбиции «Газпрома» в энергетике будут сдерживаться. Александр Корнилов из Альфа-Банка считает, что в отношении сделки «Газпрома» и СУЭК могут быть применены поведенческие ограничения. «Основная идея — ограничить долю «Газпрома» или СУЭК в объемах поставки топлива конкретным компаниям», — предполагает аналитик. По его определению, существует риск, что поставщики, владея значительным пакетом акций, смогут намеренно завышать цены на свое топливо, не допуская других поставщиков.
Но Сергей Бейден из ИГ «КапиталЪ» констатирует, что действенных инструментов для предотвращения этой сделки у ФАС немного, а те, которые есть, «не особо проработаны в части контроля за рыночной властью».