Иракский передел
Крупнейшие месторождения нефти в Ираке будут передаваться ведущим западным частным нефтедобывающим компаниям более чем на 35 лет в полное и эксклюзивное управление. По сообщениям западных СМИ, это положение является ключевым в новом законе, который подготовило правительство Ирака под сильнейшим давлением США и Великобритании. Эксперты сомневаются, что разногласия в руководстве Ирака по поводу нефтяного закона разрешатся в ближайшее время. А западные и российские компании ждут нормализации ситуации в стране. Как пишет The Independent on Sunday, проект закона уже прошел рассмотрение иракским кабинетом министров и в следующем месяце будет направлен на ратификацию в парламент Ирака. Предполагается, что содержание контрактов, включая их финансовую сторону, будет засекречено. Еженедельник Observer сообщает, что в ходе подготовки нового законодательства некоторые его положения обсуждались правительством Великобритании с крупнейшими частными нефтяными компаниями страны.
По мнению иракских экспертов, у Ирака есть несколько причин, которые не позволяют привлекать необходимые нефтегазовому сектору страны иностранные инвестиции. Утратив контроль над ресурсами, страна фактически перестает быть членом ОПЕК, а создание Федерального нефтегазового совета, в который будут входить в том числе представители западных компаний, позволит заключать контракты на невыгодных для Ирака условиях. Кроме того, закон, дающий местным властям право окончательного решения по заключению соглашения, может привести к расколу страны.
Эксперты отмечают, что разговоры о принятии такого закона ведутся не первый год. Старший экономист и аналитик по энергетике Центра глобальных энергетических исследований доктор Мухаммед Али Зайни отмечает, что его принятие нарушило бы конституцию Ирака. «Многое также зависит от того, какие условия будут предложены иностранным компаниям», — говорит он. Эксперт напоминает, что сегодня это пока только сервисные контракты и контракты типа buy-back. Старший экономист и аналитик по энергетике Economist Intelligence Unit Дэвид Баттер полагает, что внутрииракские политические разногласия не позволят принять такой закон. «Но даже если он будет принят, то главное для нефтяной отрасли Ирака — это серьезная программа инвестиций в уже существующие, но замороженные проекты. Крупные нефтегазовые компании, такие как ЛУКОЙЛ, Total, BP, Shell, наблюдают за ситуацией в Ираке, — говорит г-н Баттер. — Однако приоритет властей Ирака скорее всего будет отдан небольшим иностранным игрокам».
Среди российских компаний в нефтегазовом секторе Ирака работали «Зарубежнефть» и ЛУКОЙЛ. В пресс-службе ЛУКОЙЛа не комментируют информацию о возможном принятии закона. Отметим, в недавнем интервью РБК daily президент компании Вагит Алекперов сообщил, что у компании есть проекты в Ираке, в отношении которых ведутся переговоры с Министерством нефти страны на право возобновления деятельности. Напомним, ЛУКОЙЛ вел в этой стране разработку проекта «Западная Курна-2». В «Зарубежнефти» РБК daily сообщили, что в настоящее время компания не имеет никаких проектов в Ираке.
В пресс-службе BP отказались комментировать законодательство Ирака, окончательно не прошедшее ратификацию. Однако, как пояснили РБК daily в компании, если будут приняты законодательные инициативы, направленные на привлечение западных компаний для участия в тендерах в Ираке, BP будет рассматривать возможности работы в этом регионе точно так же, как в других регионах мира. В пресс-службе отметили, что вопросы безопасности имеют исключительно важное значение, а в настоящее время сотрудники BP не работают в Ираке. Во французской пресс-службе Total РБК daily рассказали, что Ирак представляет интерес для компании, однако нестабильность в стране не позволяет вести там какую-либо деятельность. Участники рынка считают, что большую активность в Ираке захотят проявить американские компании. По материалам РБК-daily.