Бюджет и баррель

На прошлой неделе правительство представило параметры впервые готовящегося в Минфине проекта трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы. На «нулевом» чтении с сенаторами выяснилось, что бюджет сверстан исходя из понижательного тренда цен на нефть. Еще раньше Министерство экономического развития и торговли снизило прогноз экономического роста на 2007-2010 годы, исходя из того же предположения о понижении цен на нефть. Минфин предупредил сенаторов, что доходы бюджета могут оказаться ниже запланированных, что обязывает вести более взвешенную расходную политику.

Последствия снижения нефтяных цен для экономики России, «завязанной» на нефть, могут быть весьма противоречивыми: и весьма неприятными в виде резкого падения доходов бюджета, и вполне позитивными с точки зрения сдерживания инфляции и развития реального сектора (не будет слишком большого притока валюты, который укрепляет рубль и делает российскую продукцию менее конкурентоспособной). Так или иначе, справившись с формированием бюджета без расчета на сверхблагоприятную конъюнктуру, правительство тем самым сделает шаг в сторону ослабления «нефтяной» зависимости.

«Снижение нефтяных цен сократит инфляцию и ослабит нагрузку на российскую промышленность»

Ольга БЕЛЕНЬКАЯ, аналитик ИК «Финам»:

— Тренд на понижение нефтяных цен, очевидно, вызовет к жизни следующий сценарий. Сокращение притока нефтедолларов в страну ослабит нагрузку на Центробанк, который должен балансировать ситуацию на внутреннем валютном рынке. Центробанку придется меньше скупать валюты, меньше печатать рублей и меньше, тем самым, разгонять инфляцию. То есть монетарные последствия понижения нефтяных цен будут, скорее, положительными для бюджета. Вряд ли при этом приток капитала извне иссякнет, он останется достаточно высоким, но несколько сократится за счет снижения спекулятивной составляющей, которую обеспечивают нерезиденты, вкладывающие капитал исключительно в расчете на укрепление рубля. Если рубль будет укрепляться менее высокими темпами, это ослабит нагрузку на российскую промышленность в плане конкурентного давления со стороны импорта.

Если говорить о том, какие сектора экономики потеряют в ситуации падения цен на нефть, то первыми претендентами на сокращение доходов становятся экспортеры, в частности нефтяной сектор. Поскольку физические объемы экспорта растут слабо, рост выручки в экспорто-ориентированных отраслях в последние годы происходит за счет ценового фактора. С другой стороны, этот процесс вряд ли окажется очень болезненным. Неким смягчающим обстоятельством будет то, что и в настоящее время большую часть сверхприбыли нефтяники все равно отдают государству в виде налогов.

«Чтобы снять бюджет с нефтяной иглы, нужно пересматривать налоговую систему»

Антон СТРУЧЕНЕВСКИЙ, аналитик ИК «Тройка Диалог»:

— Важно смотреть не на тот прогноз, на основе которого сверстан бюджет, а на цену, при которой бюджет сверстывается без дефицита. А какая реальная цена на нефть — неважно. Если она выше цены, при которой достигается бездефицитный бюджет, то тогда просто меньше профицит, меньше доходы и меньше отчисления в стабфонд, вот и все последствия. Не имеет значения, какая цена на нефть будет в этом году — 70 долл. за баррель или 40. Изменятся только доходы бюджета, сама по себе расходная часть останется прежней. Это политически нейтральная вещь. Действительно, на что может оказать влияние цена на нефть — темпы экономического роста. Но главное, что нам важно знать и оценить, это при какой цене на нефть бюджет по-прежнему сводится с нулевым дефицитом. В этом году — в районе 38 долл. за баррель.

В этом году цены на нефть ниже, чем это было запланировано в бюджете, и это как раз не позволит раздуть бюджетные расходы. Минфин говорит о понижательном тренде цен на нефть потому, что это действительно определенный фактор риска — бюджет, да и вся экономика России очень сильно зависят от уровня цен на нефть. Нужно стараться гарантировать финансовую стабильность — одно из главнейших достижений послекризисной экономики — при любом, даже самом негативном, развитии событий.

Отчасти в трехлетнем бюджете сделана попытка переструктурировать экономику — Кудрин пытается доказать, что необходимо верстать бюджет таким образом, чтобы расходы меньше зависели от цен на нефть. И Минфин за это борется.

Однако снять бюджет с нефтяной иглы пока не получится. Для этого нужно пересматривать налоговую систему. Если у нас почти 40% бюджета формируется за счет экспортных пошлин, то для того, чтобы снять его с нефтяной иглы, нужно эти пошлины отменять. Одно дело — бюджетные доходы, другое — развитие экономики в целом.

«Рост ВВП замедлится вне зависимости от нефтяных цен»

Сергей ДРОБЫШЕВСКИЙ, глава лаборатории денежно-кредитной политики Института экономики переходного периода:

— Если цены на нефть будут падать постепенно, то ничего страшного для бюджета не произойдет. Максимум — расходы не будут наращиваться столь резко. Резкое же сокращение расходов возможно лишь в случае стремительного и продолжительного падения, если выпадающие доходы нельзя будет покрыть из стабфонда. В первую очередь речь тогда пойдет о снижении расходов, к примеру, на инвестиционные и национальные проекты.

Что касается роста ВВП, то он замедлится в любом случае, вне зависимости от того, как поведут себя нефтяные цены, будут ли они на нынешнем уровне или начнут снижаться. Дело в том, что у нас не увеличивается тот реальный сектор, за счет которого должен осуществляться рост ВВП. Плюс к тому же высокие цены на нефть ведут к более быстрому росту реального курса рубля, что еще более замедляет рост российской промышленности. Небольшое же снижение, до 45-50 долл./барр., уменьшит приток валюты в страну. У ненефтяной промышленности будет больше возможностей для развития в условиях снижения конкуренции со стороны импорта. Второй позитивный момент, который может наметиться в условиях понижательного тренда нефтяных цен, это то, что у правительства будет меньше соблазнов к необоснованному завышению бюджетных расходов.

Нужно ли пытаться отвязать бюджет от цен на нефть? Я сомневаюсь, что это необходимо. Нефть — это исчерпаемое богатство, и пока она есть и цены высоки, этим надо пользоваться. Но если вспомнить высказывание президента Владимира Путина на недавнем Госсовете о том, что России надо переориентироваться с сырьевого направления экономики на обрабатывающее, то это скорее пожелание, чем объективная реальность. Серьезно изменить ситуацию в ближайшие пять-семь лет не удастся. Нефтяной сектор будет все равно играть основную роль в экономике.

«Трехлетний бюджет — это шаг к стабильности»

Елена ЛЕБЕДИНСКАЯ, аналитик Экономической экспертной группы:

— В том, что Минфин озвучил понижательный тренд цен на нефть, есть некоторая доля подстраховки, поскольку пересматривать доходы в сторону увеличения (если цены все же окажутся выше прогнозируемых) проще, чем сокращать расходы. Во-вторых, есть мнение, что такие цены на нефть, которые были в прошлом году, в ближайшее время не повторятся. Считается, что средний прогноз — около 50 долл. за баррель. Именно такие параметры в трехлетнем бюджете и заложены.

Колебания цен на нефть сложно прогнозировать, и мнения экспертов здесь расходятся. Цена зависит от большого количества факторов, в том числе политических, которые предсказанию не поддаются.

В целом закон предусматривает, что если доходы бюджета становятся недостаточными, то их можно пересмотреть. Просто мы давно с этим не сталкивались, доходы в последние годы превышают расходы. У Минфина есть цель заложить цифры расходов более или менее жестко, чтобы нельзя было постоянно их увеличивать. К тому же уже в 2007 году если вычесть из доходов бюджета ту часть, которая пойдет в стабилизационный фонд, то мы получим небольшой, но дефицит. Надо учитывать, что доходы рассчитывались исходя из цены в 61 долл. за баррель, которая вряд ли будет в этом году. Просто в этом году произошло очень большое увеличение расходов, и Минфин, наверное, пытается оградить трехлетний бюджет от этого.

Небольшой дефицит бюджета в этом году будет финансироваться за счет займа на внутреннем рынке, а в дальнейшем, по предварительным оценкам, дефицита не будет — расходы будут увеличиваться гораздо медленнее. То есть существует тенденция не закладывать высокие доходы и, соответственно, расходы в бюджет.

Этот трехлетний бюджет — шаг к стабильности, чтобы каждый год не было борьбы, кто больше кусок откусит и перераспределит в свою пользу расходы. Вообще трудно сказать, сохранится ли такой большой сырьевой компонент в бюджете. Скорее, он будет сокращаться, потому что темпы роста добычи падают. Но предусматриваются инвестиционный фонд, целевые программы, которые рассчитаны на несколько лет. И нужно заранее знать, что из них будет финансироваться из бюджета, а что — нет. По материалам «Времени новостей».

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
США ввели санкции против «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»
США объявили о самых существенных санкциях против энергетики России
США ввели санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» (Видео)
США ввели масштабные санкции против российских нефтегазовых компаний и их топ-менеджеров.