Героем дня можно считать Семена Вайнштока
«Транснефть» может уже летом приступить к строительству трубопроводной системы Унеча — Приморск. Об этом вчера сообщили в администрации Новгородской области, где стартовала презентация проекта БТС-II. Семен Вайншток, глава «Транснефти», на своей пресс-конференции в Лондоне обозначил, что строительство трубопровода в обход Белоруссии может завершиться за полтора года. Проект БТС-II включает строительство новой ветки трубопровода БТС Унеча — Великие Луки — Приморск и увеличение пропускной способности специализированного морского терминала в Приморске на 50 млн т нефти. Первая очередь нового нефтепровода позволит увеличить мощность БТС до 125—130 млн т нефти в год, проектная мощность обновленной БТС в перспективе составит 150 млн т нефти в год. Финансировать строительство «Транснефть» намерена за счет займов.
По словам главы «Транснефти», техническая возможность возобновить прокачку нефти в Литву может появиться у компании уже в марте—апреле 2007 года. Однако г-н Вайншток отметил, что «Транснефть» может отказаться от возобновления поставок нефти в Литву по участку трубопровода «Дружба», если Ростехнадзор, проводящий экспертизу на предмет возможности модернизации «Дружбы», потребует проведения на этом участке долгосрочных (на год-два) ремонтных работ.
Напомним, прокачка нефти по трубопроводу «Дружба» в направлении литовского нефтеперерабатывающего завода Mazeikiu Nafta была прекращена в прошлом году после аварии на трубе. Однако многие связали решение заморозить экспортное направление с тем, что борьбу за Mazeikiu, бывший актив ЮКОСа, выиграла не одна из российских компаний, а польская PKN Orlen. Аналитики отмечают, что отказ от поставок нефти в Литву делает поставки на Mazeikiu дороже.
По информации источника, близкого к «Транснефти», принципиальное решение на уровне правительства не возобновлять прокачку нефти на Литву и не ремонтировать «Дружбу» уже принято. Он также отметил, что в связи с этим подготовка проектной документации БТС-II ведется опережающими темпами. По его словам, обоснование инвестиций по проекту готовить не планируется, не будет и отдельного технико-экономического обоснования, готовится сразу проектно-сметная документация. Это, по его мнению, позволит существенно сократить подготовку к строительству и уложиться в заявленные г-ном Вайнштоком сроки.
Однако аналитики полагают, что такая спешка может существенно повысить затраты на реализацию проекта и отразиться на качестве строительства. Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» замечает, что строительство новой трубы ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на плечи нефтяных компаний, поскольку средства на ее постройку могут быть заложены в тариф на прокачку. По его мнению, решение не прокачивать нефть по «Дружбе» через Литву приведет к некоторому удорожанию стоимости нефти для поставок на НПЗ Mazeikiu Nafta. «Поставлять нефть по трубе выгоднее, чем возить танкерами через Приморск. К тому же закрытие северной ветки «Дружбы» может негативно повлиять на гибкость российского нефтяного экспорта», — отмечает аналитик.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что «Транснефть» в состоянии построить новую трубу за полтора года. Он прогнозирует, что по результатам экспертизы Ростехнадзора и ее анализа «Транснефтью» участок «Дружбы» в направлении Литвы с большой вероятностью закроют. Эксперт напоминает, что в 2006 году по «Дружбе» от Ярославля до Полоцка вместо 32 млн т прокачано всего 3 млн т нефти, причем эти объемы были отправлены в сторону Полоцка.
_____________________________________________________________________________________
Итак, героем дня 13 февраля по всей видимости, можно считать Семена Вайнштока.
Россия может не возобновить нефтяные поставки на Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и на терминал Бутинге в Литве. Об этом заявил 13-го в Лондоне президент компании «Транснефть» Семен Вайншток. Он принимает участие в мероприятиях в рамках Международной нефтяной недели. По словам Вайнштока, теоретически поставки нефти в указанном направлении могли бы возобновиться в марте или в апреле, но не исключен вариант, что Ростехнадзор потребует от «Транснефти» выполнения ремонтных работ в течение одного года или двух лет. В этом случае компании придется рассмотреть экономическую целесообразность этих работ. Если они окажутся слишком накладными, то придется решать, стоит ли их проводить вообще.
Кроме такой с позволения сказать, эволюции широкоизвестного «тайм-аута» в поставках «черного золота» в страны Балтии, на повестке дня у Москвы стоит ее донедавна союзник Республика Беларусь.
Россия твердо решила больше не доверять Белоруссии контроль за транзитом нефти в Европу.
Глава «Транснефти» Семен Вайншток на международной конференции IP-Week в Лондоне заявил, что расширение второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-II) может начаться уже летом. Решение о начале строительства, по его словам, должно быть принято в ближайший месяц. Минпромэнерго России на прошлой неделе направило на согласование в заинтересованные ведомства проект распоряжения правительства по строительству БТС-II, по которой нефть будет прокачиваться из Унечи (Брянская область) в порт Приморск (Ленинградская область).
«Для выбора нового маршрута было проработано нескольких вариантов, из которых наиболее целесообразным по техническим и экономическим показателям является маршрут нефтепровода Унеча-Приморск», – говорилось в сообщении министерства.
«Наш ответ Белоруссии», как ожидается, должен быть подготовлен в рекордные сроки. «Транснефть» ранее называла несколько возможных сроков прокладки такой трубы – от двух до шести лет. Но теперь задача будет поставлена сложнее. Компании может быть поручено построить нефтепровод менее чем за 18 месяцев, отметил Семен Вайншток.
«Если решение будет принято, оно должно быть исполнено в сроки, которые даже для «Транснефти» покажутся очень короткими», — подчеркнул глава компании. Более того, мощность второй ветки БТС может превысить заявленную ранее. Проектный объем прокачки сырья по новой трубе – 50 млн тонн в год – в перспективе может быть увеличен до 75 млн тонн. Первая очередь БТС предназначена для транспортировки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, Урало-Поволжья, а также из стран СНГ. В декабре прошлого года «Транснефть» увеличила мощность системы до 74 млн тонн нефти в год. После строительства второй ветки общая мощность БТС удвоится.
Вторую нитку БТС можно сравнить с нефтепроводом «Восточная Сибирь–Тихий океан» (ВСТО), который также строит «Транснефть». По мощности они примерно равны: у ВСТО – 80 млн тонн в год.
Впрочем, балтийский маршрут значительно короче – менее тысячи километров, поэтому госкомпания сможет выполнить работы в срок, считают аналитики.
Компании будет несложно привлечь средства на строительство, поскольку она выполняет госзаказ и «финансовым гарантом» выступает Кремль. Исходя из последней оценки «Транснефтью» стоимости строительства ВСТО в 11 млрд долл., прокладка километра «азиатской трубы» обойдется компании в 4 млн долл. за км.
Итак, Россия потратит не менее 11 млрд долл. на строительство первой нитки нефтепровода в Азию, а не 6,6 млрд долл., как предполагалось ранее, сообщила «Транснефть» в проспекте семилетних долларовых евробондов. Завершение первой фазы проекта запланировано на конец 2008 года, и общие издержки «Транснефти» ожидаются примерно на уровне 11 млрд долл. Оценка стоимости второй фазы пока не проводилась. Первая фаза предусматривает поставки 600 тыс. баррелей нефти в сутки в Китай.
В ходе второй фазы строительства нефтепровода планируется увеличить его мощность до 1,6 млн баррелей в сутки и построить вторую нитку к тихоокеанскому побережью, где уже в ходе первой фазы будет построен терминал. Планируемые вложения в 3,9-4,0 млн долл. на километр могут сделать строительство нефтепровода в Азию одним из самых дорогих проектов в истории,
Учитывая, что расширение БТС с уже имеющейся инфраструктурой будет менее затратно, можно говорить о стоимости работ в 2,5-3,5 млн долл. за км, то есть прокладка 1000-километровой трубы обойдется в 2,5-3,5 млрд долл.
Обходной маршрут, когда нефть будет транспортироваться из порта Приморск к европейским покупателям танкерами, увеличивает транспортные издержки поставщиков. Средняя стоимость транзита сырья по трубе составляет 1-1,5 долл. за тонну на 100 км, а аренда танкера обходится в 7-10 долл. за тонну (доставка по Черному морю). Однако надежность поставок в данном случае важнее некоторого снижения доходности.