В. Путин открыл нефтепровод до границы с Китаем
Премьер-министр РФ Владимир Путин в рамках проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) торжественно открыл нефтепровод до границы с Китаем в поселке Сковородино (Амурская область).
Магистральный трубопровод обеспечит ежегодную транспортировку 15 млн т нефти в направлении китайского города Дацин. Оператор ВСТО — «Транснефть» ожидает, что в течение 20 лет по нефтепроводу будет перекачано в Китай порядка 300 млн т нефти. Протяженность российского отрезка — 72 км. Уже началось заполнение трубы технологической нефтью. Первые поставки запланированы на январь 2011 г.
Строительство нефтепровода Россия-Китай было начато «Транснефтью» 27 апреля 2009 г в соответствии с российско-китайским межправительственным соглашением о сотрудничестве в нефтяной сфере, подписанным 21 апреля 2009 г в Пекине. В рамках проекта были построены линейная часть протяженностью 64 км, магистральная насосная, приемо-сдаточный пункт нефти с химико-аналитической лабораторией, а также подводный переход магистрального нефтепровода через реку Амур.
Более того, скоро китайцы будут заправляться на российских заправках. В стране разворачивается сеть АЗС.
Вице-премьер правительства Игорь Сечин подчеркнул, что будет открыто 500 российских заправок по всему Китаю. По его словам, подобное взаимное проникновение в энергетической сфере полностью соответствует общемировой практике.
Напомним, что в данный момент в России ведется строительство российской части трубопроводной системы ВСТО. Оно осуществляется в два этапа. Первый — ВСТО-1 — включает в себя строительство ветки Тайшет-Сковородино протяженностью 2 тыс. 694 км и мощностью 30 млн т в год, семи нефтеперекачивающих станций (НПС), специального морского нефтеналивного порта (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн т нефти в год. Второй этап — ВСТО-2 — предусматривает строительство линейной части трубопровода от п.Сковородино до СМНП Козьмино протяженностью 2,1 тыс. км, 8 НПС, расширение спецморнефтепорта. В настоящее время завершено строительство ВСТО-1. От п.Сковородино до СМНП Козьмино нефть доставляется по железной дороге, где переливается в морские танкеры и отправляется конечным потребителям. Основная цель строительства ВСТО — транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР.
Осталось достроить нефтепровод до Тихого океана и проект будет завершён. У России появится дополнительных аргумент в спорах со странами-транзитёрами и потребителями нефти на Западе. Единственный минус — непонятно, окупится ли ВСТО когда-нибудь.