Первый — Березкин
Имущество ЮКОСа вскоре выставят на торги, чтобы погасить его многомиллиардные долги. По какой цене и в какой последовательности, решит комитет кредиторов, основываясь на оценке консорциума во главе с фирмой “Росэко”. Источники “Ведомостей” утверждают, что предварительная рыночная оценка всех активов на 22 января превышала $30 млрд, глава “Росэко” Евгений Нейман объявил “Интерфаксу”, что стартовая цена в итоге не превысит $22 млрд. Предварительные результаты работы оценщиков ЮКОСа комитет кредиторов рассмотрит на днях.
Пока большинство покупателей раздумывает, Григорий Березкин и его группа ЕСН уже заняли очередь. “Группа компаний ЕСН в конце декабря прошлого года подала в ФАС ходатайство о получении предварительного согласия на приобретение «Энергогазом» определенных газовых активов ЮКОСа”, — сообщила директор по связям с общественностью ЕСН Марианна Белоусова, добавив, что “Энергогаз” создан в декабре 2006 г.
По словам источника, близкого к ФАС, от “Энергогаза” поступило сразу две заявки и одна из них на газовые активы ЮКОСа, которые предполагается выставить единым лотом. На 22 января оценщики еще не определили стартовую цену этих активов, а по предварительным расчетам, рыночная стоимость “Арктикгаза” — 27 млрд руб., а “Уренгойл Инк” — 7,74 млрд руб. К этим ценам будет применен дисконт, предупреждает источник, знакомый с предварительными результатами оценки.
Обсуждать источник средств на покупку активов представитель ЕСН отказался.
ЕСН пойдет на аукцион не одна, а в консорциуме с итальянскими компаниями ENI и Enel, рассказал источник, близкий к ENI. По его словам, компания Березкина получит в “Энергогазе” контрольный пакет (51%), ENI — 30%, у Enel — 19%. “ENI давно присматривался к добывающим активам ЮКОСа, но понимал, что купить их самостоятельно на аукционе не сможет и для этого ему нужен партнер”, — говорит собеседник. Получить комментарии Enel не удалось.
О создании консорциума с итальянцами Березкин договорился еще в сентябре 2006 г. Тогда он рассказывал, что “цель консорциума — разработка газовых месторождений в России”, а сотрудники компании Березкина не исключали, что в том же составе партнеры будут участвовать в приобретении активов ЮКОСа.
Представитель “Газпрома”, претендовавшего на “Арктикгаз”, вчера не стал комментировать ни инициативу Березкина, ни планы монополии. “Газпром” вполне может присоединиться к консорциуму позже, отмечает близкий к ней источник. Он напоминает, что две недели назад “Газпром” вернул себе право покупать газодобывающие активы в России. Потратив почти год на судебные тяжбы, концерн добился отмены запрета на такие сделки, наложенного ФАС, когда “Газпром” возвращал контроль над “Нортгазом”. Купив активы ЮКОСа не на аукционе, а у “Энергогаза”, монополия избежит рисков возможных претензий от акционеров ЮКОСа и упреков в непрозрачной сделке, считает собеседник. “Если аукцион признают недействительным, то прямой покупатель пакета действительно может пострадать”, — соглашается управляющий партнер A.S.T. Legal Анатолий Юшин.
“Газпром” имеет прямое или косвенное отношение к заявке ЕСН и итальянских компаний, уверен начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. Несколько месяцев назад “Газпром” подписал соглашение с ENI о совместном приобретении газовых активов в России, напоминает он, и вряд ли “Энергогаз” подал заявку на эти активы без ведома концерна. По мнению Дашевского, “Газпром” извлек урок из конкурса по “Юганскнефтегазу”, на который шел открыто1 и потом из-за исков был вынужден отказаться от участия в торгах. Другой потенциальный претендент на активы ЮКОСа — “Роснефть” себя пока никак не проявляла. По словам источника, близкого к компании, она не подавала заявок в ФАС и решения по газовым активам ЮКОСа еще не приняла. По материалам «Ведомостей».