Энергетика тянет политиков в три разные стороны

Последние десять лет потребители в богатых странах могли позволить себе не думать о том, откуда берется свет в выключателе и бензин в бензобаке. С 1991 года, когда войска Саддама Хусейна были отброшены от Кувейта, до первых лет нынешнего десятилетия энергия была дешева, ее было много — и ее, по большому счету, никто не замечал. Сегодня те, кто вспоминает о том времени, выглядят словно дурак на похоронах — энергия снова стала одним из самых общественно значимых вопросов. Такого не было с 70-х годов прошлого века, — пишет The Financial Times.

Повышение спроса в стремительно растущих азиатских странах; трения между США и странами-поставщиками энергоносителей; Россия, выходящая на мировую арену с прежними амбициями; а также определенность, перерастающая уже в уверенность в том, что антропогенное изменение климата действительно несет в себе угрозу — все это лишний раз подчеркивает весьма неприятную вещь: образ жизни современного общества чрезвычайно сильно зависит от выработки энергии, особенно путем сжигания ископаемого топлива.

Лидеров бизнеса и политическую элиту тянет в трех разных направлениях: потребители хотят, чтобы энергия была дешева, экологически чиста, и поставки ее были надежными, причем события прошедшего года заставили их укрепиться во мнении, что выполнены должны быть все три требования одновременно. Цели же, которые ими обусловлены, зачастую серьезно противоречат друг другу.

Стоимость энергии в прошлом году стала сильным фактором беспокойства, когда нефть уперлась в ценовую планку 78 долларов за баррель, а цены на бензин во многих штатах США превысили 3 доллара за галлон (около 80 центов за литр). Цены на нефть с тех пор упали практически на треть, то есть значительно ниже целевого показателя, поставленного для себя Организацией стран-экспортеров нефти. За баррель своей нефти, цена которой обычно следует за британской и американской «эталонной» нефтью — Brent и West Texas Intermediate — с разницей примерно в 5 долларов, они хотят 60 долларов.

Чтобы усилить свои позиции и влияние, ОПЕК решила впустить в свои ряды Анголу, которая по объемам добычи нефти вскоре выйдет на второе место в Африке. О вступлении Анголы в организацию в качестве ее двенадцатого члена пытались договориться на начало года, причем они тут же должна была впервые за последние два года снизить объемы добычи. Но даже сила ОПЕК бледнеет перед влиянием, которое оказывают на энергетику погода и глобальные инвестиционные фонды. В северном полушарии в этом году погода теплее, чем обычно, в связи с чем спрос на работу отопительных систем, а значит, и на мазут, существенно снизился. К тому же, разговоры о предстоящем конфликте на Ближнем Востоке, которые весь прошедший год заставляли инвесторов активно скупать нефть, в этом году поутихли. Вместе с нефтепродуктами ежедневные объемы нефтяной торговли на мировых биржах сегодня в десять раз превышают совокупный объем ежедневной добычи сырой нефти во всем мире. Если спекулянты решат, что цена нефти должна упасть, никакая ОПЕК ее не остановит.

По мере падения цен на нефть в Европе также снижаются цены на газ, хотя конечный потребитель этого еще не почувствовал. С целью обострить конкуренцию и таким образом сбить цены Еврокомиссия уже долгое время призывает Европейский Союз начать реформу, предусматривающую радикальную либерализацию энергетических рынков. В частности, предлагается разукрупнить государственные энергокомпании некоторых стран-членов.

Однако если энергия действительно станет более дешевой — хотя потребителям это наверняка понравится, — появится стимул для ее более активного использования, а значит, и для увеличения выбросов парниковых газов. Если цены на нефть будут падать, ни у кого не будет стимулов вкладывать средства в развитие биотоплив и других возобновляемых источников; такие запасы, как канадские нефтеносные пески, никто тоже не захочет разрабатывать.

Политика борьбы с изменением климата зачастую идет вразрез и с решением вопросов энергетической безопасности. Везде — от Вашингтона до Пекина — внешняя политика строится во многом в зависимости от того, как складывается борьба за доступ к энергоресурсам. Самые серьезные вопросы относительно энергобезопасности возникали в последнее время к России, решительно использовавшей поставки нефти и газа в качестве инструментов давления на Украину, Грузию и Беларусь.

Беспокойство в связи с зависимостью от импортной нефти — в основном из Ближнего Востока — одолевает и США. Однако даже если они обеспечат себе поставки нефти и газа из новых источников, это увеличит потребление, а значит — и выбросы тех же парниковых газов.

В Великобритании весьма серьезное влияние на формирование мнения политических кругов о глобальном потеплении и путях борьбы с ним оказал правительственный отчет об экономических аспектах изменения климата, составлением которого руководил бывший главный экономист Всемирного Банка сэр Николас Стерн. Сэр Николас максимально четко указал на то, что борьба с антропогенным изменением климата — дело дорогое, но в конечном итоге она обойдется значительно дешевле, чем бездействие.

Одно из решений, которому он отдает явное предпочтение — так называемое связывание углерода: двуокись углерода, выбрасываемая электростанциями, удерживается специальными ловушками и впоследствии отправляется на хранение под землю. Это не только поможет бороться с изменением климата, но и может улучшить ситуацию с безопасностью предложения энергоносителей, поскольку в этом случае увеличиваются объемы угольной энергетики, сырья для которой в странах, потребляющих больше всех энергии — США, Китае и Индии — более чем достаточно. Правда, велика вероятность, что такой способ выработки электроэнергии окажется существенно дороже существующих.

То же самое можно сказать и об атомной энергетике. Использование атома может снизить объемы выбросов углекислого газа и снизить зависимость от ископаемых видов топлива, однако вряд ли атомная энергетика будет дешевой: все зависит от того, насколько затратным окажется строительство станций и хранение отходов их работы.

Существуют, понятно, политические и иные стратегии, успешно объединяющие в себе решение всех трех этих задач. Решить проблемы дешевизны, снижения зависимости от импортной нефти и сокращения количества выбросов можно, например, путем повышения экономичности автомобилей, совершенствования теплоизоляции и отопительных систем домов и офисов. Но для того, чтобы все эти перемены реально произошли, нужно сделать огромное количество черной неблагодарной работы и добиться, чтобы сами потребители изменили свой образ жизни. А есть ли у политиков и предпринимателей охота принимать подобного рода решения — это еще большой вопрос.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
США ввели санкции против «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти»
США объявили о самых существенных санкциях против энергетики России
США ввели санкции против «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» (Видео)
США ввели масштабные санкции против российских нефтегазовых компаний и их топ-менеджеров.