Европа хочет выторговать поставки энергоресурсов по как можно более низкой цене, и чтобы при этом Россия не заходила на ее рынки
Эксперты комментируют «Московским новостям» ситуацию с Энергетической хартией, сложившуюся на недавнем европейском саммите.
Александр БЛОХИН. «Антанта Капитал»:
— Энергетическая хартия составлена с учетом интересов европейских потребителей, но никак не российской стороны как поставщика газа и его транзитера. Ратифицировав хартию, Россия обязалась бы беспрепятственно допускать покупателей газа, скажем в Туркмении, к своим магистральным газопроводам, с тем чтобы прокачать по ним газ, закупленный третьей стороной. Это ставит «Газпром» в крайне невыгодное положение: во-первых, уменьшает потенциал его экспорта в Европу, а, во-вторых, руками самой России создает ему на европейском рынке конкурентов. Прежде всего Туркмению с ее газом, а в перспективе и Казахстан. При этом европейская сторона не берет на себя никаких обязательств по обеспечению доступа «Газпрома» к конечным потребителям. Кроме того, ратификация Россией хартии создала бы проблему для продажи продукции российских предприятий ядерного цикла в европейских странах.
Между тем, согласно правилам Евросоюза, каждая страна должна иметь как минимум три источника поступлений углеводородов. А значит, у Европы сегодня нет альтернативы российским газу и нефти. Поэтому она от нас никуда не денется. Энергетическая хартия подписывалась, когда Россия была слаба. Сейчас наша страна окрепла в финансовом отношении и имеет очень сильные позиции в нефтегазовой сфере. На фоне истощения и удорожания ресурсов на планете речь в диалоге с Россией должна идти только о равноправном сотрудничестве. Для этого европейским странам нужно принять новые правила игры в сфере энергетики. Известны и требования российской стороны: наша страна согласна ратифицировать Энергетическую хартию только на взаимовыгодных условиях, для чего из документа придется убрать пункт о беспрепятственном доступе третьих стран к российским газопроводам и создать условия для доступа «Газпрома» к конечному потребителю в европейских странах.
Максим ШЕИН, «БрокерКредитСервис»:
— Во всем мире идет банальная торговля между странами по условиям взаимодействия в энергетической сфере. Мир переходит к новой парадигме взаимоотношений между потребителями и экспортерами. И каждая страна пытается выторговать себе как можно более выгодные условия. Страны, которые не имеют аргументов, не могут их выторговать вообще. Россия же, безусловно, относится к числу стран, у которых есть аргументы. Благодаря своей энергомощи и контролю над значительными потоками энергоресурсов Россия может добиться для себя условий, на которых ей выгодно будет работать.
Понятно, что хочет выторговать Европа: ей нужны стабильные поставки энергоресурсов по как можно более низкой цене, и чтобы при этом Россия не заходила на ее рынки. На это мы можем показать ей большую фигу: ребята, сорри, ситуация изменилась. Пренебрежительное отношение к России уже неактуально. Но развитые страны очень медленно адаптируются к изменениям в мире в силу своего менталитета: им кажется, что они знают все лет на 20 вперед. Между тем мир меняется гораздо быстрее. И диалог с Россией нужно вести по-другому: она уже не терпит того тона, который был раньше.
Безусловно, компромисс с этими странами нужен. И, уверен, он будет достигнут — не завтра, так послезавтра достигнут. Европе нужно осознать новую парадигму отношений: если вы хотите каких-то гарантий, то можете получить доступ к нашим ресурсам и транспортной системе, но за это вы даете нам доступ к своим конечным потребителям. Энергодиалог между Европой и Россией в любом случае будет продолжаться. И здесь России никуда спешить не надо. Мы находимся с Европой на одних качелях: Европа не может существовать без российских ресурсов, а России без Европы их просто некому будет продавать.
Дмитрий МАНГИЛЕВ, ИК «Проспект»:
— Сейчас ситуация тупиковая как для России, так и для Европы. Нужно искать какой-то компромисс, хотя обе стороны стоят на своих позициях достаточно жестко и к компромиссам не готовы. Понятно, что Европа боится монополизации рынка, Россия не хочет давать доступ к своим энергоресурсам и хочет каким-то образом выйти на европейских потребителей — это позиции фактически взаимоисключающие. Но пока в проигрыше и та и другая стороны. В случае не подписания Энергетической хартии возможны сложности и с подписанием соглашения о партнерстве между Россией и Евросоюзом. Напомню, что срок действующего соглашения между Россией и Евросоюзом истекает в 2007 г.