Россия-Украина: слияние или поглощение?

После первого этапа громких заявлений и острожных реакций российско-украинские совместные проекты в разных отраслях экономики вышли на уровень реализации. Вслед за российскими предложениями, украинская сторона «созрела» до встречных. В первую очередь в сфере нефте- и газодобычи, транзита и продажи энергоносителей конечным потребителям.
Вообще тема энергетики является пока что определяющей во взаимоотношениях обеих государств. К ней подтягиваются «смежные», финансируя проекты, а также распространяя синергический эффект взаимодействия на другие отрасли и сектора.
Финансы
По-настоящему крупным и в то же время таинственным стало выделение Украине Россией кредита на сумму около $2 млрд. Деньги поступили 8-го июня. Предназначение средств, которые существенно увеличили международные резервы НБУ, а также субъект их предоставления до сих пор до конца непонятны. Это может быть как совместная достройка двух блоков Хмельницкой атомной электростанции (ХАЭС), так и покрытие бюджетного дефицита. Что касается кредитора, то это может быть как Правительство РФ, так и российский коммерческий банк, тот же государственный ВТБ.
Отсутствие официальных комментариев, а также фактически провал переговоров о получении кредита МВФ в текущем году сделали тему «российского кредита» предметом политических спекуляций. В БЮТ сразу же рассказали, куда будут использованы полученные средства. «$2 млрд. кредита будут направлены на погашение дефицита бюджета. Это универсальная формула, которая позволяет по коррупционным схемам разворовать любые средства», – без тени сомнения заявил народный депутат Андрей Сенченко, назвав получение кредита на определенных условиях «финансовой пирамидой».
Атом
Одной из первых конкретные шаги в кооперации и реализации масштабных проектов демонстрируют атомные отрасли Украины и России. Вслед за подписанием договора о долгосрочных поставках российского топлива на украинские АЭС в 2011 г., 9 июня в Киеве Глава Минтопэнерго Украины Юрий Бойко и глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в достройке третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции (ХАЭС). Предложенная схема в случае ее успешной реализации может быть применена и в других совместных проектах.
«Атомное» соглашение предусматривает, что российская сторона обеспечивает основное (при частичном участии украинской стороны) финансирования в объеме, необходимом для проектирования строительства и ввода в эксплуатацию блоков Хмельницкой АЭС (по словам президента – председателя правления Сбербанка России Германа Грефа, речь идет о сумме порядка $5-6 млрд.). При этом глава «Росатома» Сергей Кириенко утверждает, что кредитные средства российской стороной будут выделяться не на условии договора о разделе продукции, а на условиях его возврата за счет средств, получаемых от эксплуатации новых блоков.
В свою очередь, президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский отмечает, что кредитное соглашение будет подписываться отдельно, с соответствующими гарантиями и механизмами возврата средств.
Какую пользу от реализации «атомного проекта» получит Украина? Это и несколько тысяч новых рабочих мест, и включение в реализацию проекта крупных отечественных предприятий металлургической отрасли, машиностроения, строительства и т.п.. «Масштабы проекта таковы, что он даст толчок всей экономике Украины», – уверен Юрий Бойко.
ВПК
В сфере военно-промышленного комплекса, в той же авиации, после перечисления «задолженных» Россией средств по проекту Ан-70, процесс объединения авиационных активов застопорился. И проблема здесь не только в разной ведомственной принадлежности и степени корпоративного развития украинских и российских предприятий.
Видимо, в Минобороны РФ до сих пор не принято принципиальное решение относительно ставки на военно-транспортный Ан-70. В РФ на базе ОАО «МАК «Ильюшин» разрабатываются Ил-476, Ил-112 и Ил-214. С завершением этапа испытаний и сертификации украинского самолета, придется делать выбор. «Как таковых препятствий для начала производства нет; но сначала нужно понять размеры и источники финансирования, необходимого для подготовки производства и запуска серии Ан-70, порядка возврата инвестиций, – рассуждает глава российской ОАК Федоров. – На данный момент такого понимания нет». Также как нет пока понимания формата и форм сотрудничества украинских и российских авиастроителей.
На фоне авиации в судостроении вопросы решаются быстрее. Этому есть объяснения. Во-первых, отечественные судостроительные и судоремонтные активы в сравнении с российскими имеют неоспоримые конкурентные преимущества – как географические, так и технологические. Во-вторых, часть этих активов принадлежит российским бизнесменам. В частности, Черноморский судостроительный завод – главная военная верфь еще с советских времен. Единственный современный авианосец РФ «Адмирал Кузнецов» был построен именно в Николаеве на ЧСЗ, которым сегодня владеет Вадим Новинский («Смарт-холдинг»). В Объединенной судостроительной корпорации России (ОСК) уверены, что уже в 2010 г. получат контроль над этим крупнейшим судостроительным предприятием Украины. Этот вопрос рассматривался в ходе заседания совета безопасности РФ.
Вопросы интеграции судостроительных комплексов Украины и России также обсуждались 4 июня на встрече заместителя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова с заместителем министра промполитики Украины Константином Кучером. Россию дополнительно интересуют украинские судоверфи как базы для ремонта российских судов.
Наладка интеграции и ее неполадки
Пока что лидирующим форматом экономического сотрудничества России и Украины является слияние и поглощение. Примерами здесь являются металлургия и банковский сектор, где украинские корпоративные позиции явно слабее российских. В начале года контроль над метпредприятиями «Индустриального союза Донбасса» получил пул российских инвесторов, в процессе продажи российским инвесторам «Запорожсталь», непонятна судьба мариупольского ИМК Ильича. На выходе – свыше 50% металлургических мощностей Украины оказываются в российских руках.
К этому стоит прибавить озвученное на днях желание российского Сбербанка приобрести украинского коллегу из ТОП-5. Если это случится, то и в банковском секторе российский капитал будет играть ключевую роль. Вряд ли стоит конкретизировать, что монопольное положение российских инвесторов преимущественно государственного происхождения в таких отраслях народного хозяйства, как те же металлургия и финансовый сектор, обладает потенциально не только экономическим влиянием, но также социальным, реформаторским и общественно-политическим. Окажется, что проще «решать украинские вопросы» в Москве, чем в Киеве.
Это начинают понимать на Банковой. Виктор Янукович наконец конкретизировал предложения по обмену активами в газовой сфере с Россией, продолжив тему объединения «Газпрома» и «Нефтегаза». В случае получения права добычи сырья на Уренгойском или Астраханском месторождениях в России (речь идет об установлении оперативного контроля над месторождениями газа в РФ), украинская сторона готова пойти на одну из трех уступок: предоставить долю в активах по транспортировке газа, открыть доступ на внутренний рынок или дать возможность добывать углеводороды на Черноморском шельфе. Форматом сотрудничества предложено сделать совместное предприятие.
Какие барьеры стоят на пути эффективного экономического сотрудничества между Украиной и Россией? Прежде всего, медлительность и узкий временной лаг. По словам посла РФ на Украине Михаила Зурабова, предложения России украинской стороне по сотрудничеству в различных сферах экономики в условиях экономического кризиса ограничены по времени: «Россия крайне заинтересована сейчас в быстром стабильном развитии по модернизационному пути, и это единственный выход из сложившейся ситуации. На сегодняшний день все предложения, которые россияне формулируют украинским коллегам, конечно же, имеют строго ограниченное время». Если на эти предложения не будет реакции в течение полугода, года, полутора лет, Россия будет решать эти проблемы самостоятельно, – добавил дипломат.
Источник: Однако
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»