Экспорт нефтепродуктов из теперь уже бывшего «белорусского оффшора» стал убыточен
МОСКВА, 19 января. /RusEnergy/.В нефтяных прениях Беларуси и России заинтересованных участников куда больше, чем два, как могло показаться. После появления экспортной пошлины на российскую нефть, вызвавшей для Беларуси ее 53-долларовое удорожание, и сокращения рентабельности экспорта нефтепродуктов из теперь уже бывшего «белорусского оффшора», наши НПЗ в глазах российских давальцев перестали быть «самыми обаятельными и привлекательными». Дополнительно отравляют им жизнь действующие в Беларуси высокие ставки акцизов на продукты нефтепереработки. Игроки российско-белорусского нефтяного рынка заявляют: подписанное 12 января межправительственное соглашение привело к тому, что их совместная работа стала нерентабельной.
Экспорт нефтепродуктов для белорусских нефтепереработчиков в новых условиях поставок нефти из России стал убыточен. Такое мнение высказал представитель профильного министерства.
Убытки, по его словам, здешние НПЗ терпят, прежде всего, из-за отсутствия давальческих поставок, которые в 2006 г. составили около половины всего объема поступившей в Беларусь нефти. Нынче местным предприятиям приходится закупать весь месячный объем нефти самостоятельно, отдавая за каждую тонну на 53 доллара больше, чем прежде. Далее, как утверждает собеседник, при экспорте нефтепродуктов, НПЗ приходится платить экспортную пошлину на нефтепродукты по российской ставке. Причем эти ставки по некоторым видам нефтепродуктов в 10 раз выше, чем существовавшие для заводов в 2006 г., отметил он.
В результате, на Мозырском НПЗ убыточным стал весь экспорт нефтепродуктов, за исключением печного топлива, сообщил источник. По его данным, в среднем рентабельность экспорта нефтепродуктов для белорусских НПЗ сейчас составляет минус 37%. При этом остаются убыточными и поставки нефтепродуктов на внутренний рынок: минус 30-40%.
«В этой ситуации необходимо быстрее оптимизировать систему ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов, снизить объем дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, повысить цену на нефтепродукты, а также предусмотреть систему взаимозачета при исчислении экспортной пошлины на нефтепродукты, учитывая фактически двойное налогообложение — при поставке нефти и при экспорте нефтепродуктов», — сказал представитель министерства.
Что касается повышения цен на нефтепродукты, то заметим, что мера эта небесспорная, если не контрпродуктивная. Напомним, в начале 2002-го «Белнефтехим», столкнувшись с проблемой реализации (экспорт сократился, склады были переполнены), был вынужден даже снижать цены на топливо на 3-5%.
В качестве еще одной меры, которая способствовала бы повышению рентабельности работы нефтяных компаний в Беларуси, представитель министерства видит в «более оптимальной цене поставок российской нефти в Беларусь, которая сегодня значительно превышает цену нефти на российском рынке» (в России она составляет около $150 за тонну).
В январе Мозырский НПЗ закупил 600 тыс. тонн российской нефти уже по новой цене — $273,2 за тонну, и перерабатывает сейчас около 31,5 тыс. тонн нефти в сутки. То есть, этих объемов предприятию хватит примерно на 19 дней работы. Вместе с «Нафтаном» завод направил вчера в правительство свои предложения по снижению налогового бремени и обеспечению рентабельности.
В минувшем году средняя цена поставки нефти в Беларусь составляла $247,5. Так что ценовые условия продажи нефти российскими компаниями ухудшились несущественно. Но вот давальческие контракты на этот год, по информации российского Коммерсанта, пока ни «Газпромнефть», ни «ЛУКОЙЛ», ни «Сургутнефтегаз», ни «Русснефть» (именно они поставляют нефть на белорусские НПЗ) не заключили. Об этом пишут «Белорусские новости».
Представитель одной из нефтекомпаний пояснил Ъ, что, «если не будут отменены акцизы на высокооктановые бензины в Белоруссии, о давальческих схемах работы можно забыть».
Соглашение по нефти вылилось для Беларуси в необходимость снижения налоговой нагрузки на свою нефтепереработку, приходит к выводу издание. Только это, по мнению Ъ позволит сохранить положительную рентабельность белорусских НПЗ и их привлекательность для российских нефтяников.
Сейчас в Беларуси действуют акцизы на Аи-95 в размере 455 долларов за тонну, на Аи-92 — 400 долларов, что в три раза выше российских (140 долларов за тонну). Причем в отпускной цене на нефтепродукты в Беларуси акцизы занимают 40%, а ежегодные поступления в бюджет от акцизов составляют 840 млн. долларов.
Как сообщалось, возможность снижения акцизов на нефтепродукты в Минске допускают. В частности, обсуждается вариант их приведения к уровню российских, рассматривается отмена налога с оборота в 3% от суммы экспортного контракта, протокольных платежей концерну «Белнефтехим», платежей в инновационный фонд.