«Сургутнефтегаз» обогнал ЛУКОЙЛ
Вчера стало известно, что нефтяная компания «Сургутнефтегаз» заключила договор с ОАО «Петербургская топливная компания» (ПТК), владеющим самой большой сетью АЗС в Санкт-Петербурге, о продаже своего топлива на заправках ПТК. В итоге, констатируют аналитики, доля компании в Питере выросла до 32%.
До вчерашнего дня «Сургутнефтегаз» занимал лишь 4% от петербургского рынка продаж автомобильных бензинов объемом в 1,2 млрд долл. Эксперты объясняют столь мизерную долю отставанием нефтеперерабатывающего подразделения компании. У «Сургутнефтегаза» только один НПЗ в Ленобласти, при этом существенная часть продукции уходит на экспорт, в частности в соседнюю Финляндию. Вторая причина — сам топливный рынок Северной столицы, который начал расти лишь в начале 2006 года. К этому моменту приблизился к насыщению самый крупный столичный рынок объемом 2 млрд долл.
К середине 2006 года в Санкт-Петербурге появились практически все крупные вертикально-интегрированные нефтекомпании (ВИНК). При этом ЛУКОЙЛ — Северо-Запад нефтепродукт стал его лидером, отобрав первенство у местной Петербургской топливной компании, созданной при участии администрации Санкт-Петербурга. Летом 2006 года доля рынка ЛУКОЙЛа составляла 30%. В пятерку лидеров также вошли «Газпром нефть» (9%) и ТНК-ВР (8%), ранее не работавшие в Северной столице. При этом «Сургутнефтегаз» оставался как бы в тени.
Вчера нефтяная компания сообщила о подписании джобберского договора с Петербургской топливной компанией (ПТК). ПТК получила право использовать символику «Сургута» как поставщика нефтепродуктов. В официальном совместном пресс-релизе компаний подчеркивается, что подписанный договор не является франчайзинговым. «Речь идет о взаимной заинтересованности в укреплении позиций компаний на рынке», — говорится в сообщении. Однако при этом президент ПТК Юрий Антонов отметил, что ПТК стала единственной компанией, получившей право использования бренда «Сургута». Также ПТК и «Сургут» договорились об увеличении объема закупок нефтепродуктов на 25%, до 81 тыс.т нефтепродуктов.
По подсчетам аналитиков, в итоге доля «Сургутнефтегаза» выросла с прежних 4% до 32%, обогнав показатель ЛУКОЙЛа. Сделка удивила участников рынка: ранее представители ПТК неоднократно заявляли о планах остаться независимыми любой ценой, несмотря на прогнозируемые аналитиками атаки ВИНК — поставщиков топлива. Представитель компании «Фаэтон» (местный оператор) утверждал, что ПТК делает ставку на административный ресурс и влияние экс-губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.
«В итоге победил коммерческий расчет», — констатирует старший аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников. Он предполагает, что «Сургутнефтегаз» припугнул независимую ПТК перспективой существенного повышения закупочных цен в случае отказа. «Ни одна ВИНК не продаст ПТК свое топливо бескорыстно, так как все крупные игроки намерены увеличить свою долю на втором по величине топливном рынке России», — объясняет эксперт. Наблюдатели также предполагают, что ребрендинг ПТК в «Сургутнефтегаз» неизбежен в будущем. «По рынку давно ходит информация о том, что нефтекомпания должна стать достойным противником «Роснефти». Для этого «Сургутнефтегазу» необходимо усилить ритейловое подразделение, так как сейчас нефтепереработка приносит больше прибыли, чем экспорт сырой нефти», — напоминает аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. По материалам РБК daily.