«Участники розничного рынка хотят разобраться в правилах игры»
Вопросы работы на различных площадках – биржевых и внебиржевых — волнуют розничных трейдеров. По итогам ежегодной встречи участников Российского топливного союза глава организации Евгений Аркуша рассказал нам некоторых вопросах развития рынка, затронутых на мероприятии.
— Евгений Александрович, на ежегодную встречу Российского топливного союза были приглашены и представители ФАС. Ваша оценка работы службы, предлагаемой ей формулы цен на внутреннем рынке?
— Эта формула принципиально ничего не изменит на рынке нефтепродуктов, она реально отражает те принципы ценообразования, которыми пользуются в настоящее время нефтяные компании при формировании цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Пока не изменятся экономические условия ведения бизнеса, цены в среднем будут расти. Чтобы снизить стоимость топлива, как того хочет потребитель, надо снижать налоги, ведь фискальная доля в стоимости топлива составляет от 53% до 60%. Но ожидать снижения налогов сегодня не очень реально.
— Эта формула принципиально ничего не изменит на рынке нефтепродуктов, она реально отражает те принципы ценообразования, которыми пользуются в настоящее время нефтяные компании при формировании цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Пока не изменятся экономические условия ведения бизнеса, цены в среднем будут расти. Чтобы снизить стоимость топлива, как того хочет потребитель, надо снижать налоги, ведь фискальная доля в стоимости топлива составляет от 53% до 60%. Но ожидать снижения налогов сегодня не очень реально.
— Какова общая оценка действий ФАС по борьбе с монополизмом?
— Реальных действий по борьбе с основной причиной негативных явлений в системе нефтепродуктообеспечения страны – монополизмом нефтяных компаний и отсутствием конкуренции, по сути, мы и не видим. Действия ФАС направлены на борьбу со следствием – установлением монопольно высоких оптовых цен. Однако эти меры не очень эффективны — претензии службы и новые дела по-прежнему наталкиваются на серьезное сопротивление нефтяных компаний, обладающих квалифицированным юридическим штатом и финансовыми ресурсами, система мониторинга службы также часто не успевает за событиями, критерии оценки монополизма несовершенны.
Хочу отметить, что служба борется против монопольно высоких цен. Независимых же участников гораздо больше волнует практика установления монопольно низких розничных цен в сбытовых сетях нефтяных компаний на фоне поддержания монопольно высоких оптовых цен, которые в ряде случаев оказываются даже выше розничных. В результате независимые сети начинают работать с убытками вместо прибыли, а это – один из способов поглощения со стороны ВИНК.
— Реальных действий по борьбе с основной причиной негативных явлений в системе нефтепродуктообеспечения страны – монополизмом нефтяных компаний и отсутствием конкуренции, по сути, мы и не видим. Действия ФАС направлены на борьбу со следствием – установлением монопольно высоких оптовых цен. Однако эти меры не очень эффективны — претензии службы и новые дела по-прежнему наталкиваются на серьезное сопротивление нефтяных компаний, обладающих квалифицированным юридическим штатом и финансовыми ресурсами, система мониторинга службы также часто не успевает за событиями, критерии оценки монополизма несовершенны.
Хочу отметить, что служба борется против монопольно высоких цен. Независимых же участников гораздо больше волнует практика установления монопольно низких розничных цен в сбытовых сетях нефтяных компаний на фоне поддержания монопольно высоких оптовых цен, которые в ряде случаев оказываются даже выше розничных. В результате независимые сети начинают работать с убытками вместо прибыли, а это – один из способов поглощения со стороны ВИНК.
— А как независимые топливные компании оценивают возможность биржевой торговли, внебиржевых электронных площадок, которые, собственно, и призваны развивать конкурентный рынок?
— Несмотря, на то, что эти структуры уже имеют определенную историю развития в стране, большинство участников нашего союза плохо знает об этих площадках, отличиях каждой из них, механизмах работы. Мы встречаемся с основными площадками, они рассказывают о своей деятельности, но пока информацию нельзя назвать полной.
Например, участникам товарного, физического рынка, незнакомы достаточно сложные правила игры на биржевом рынке, инструменты расчетных контрактов. А ведь практически все площадки сейчас заявляют о скором запуске фьючерсных инструментов! То же самое можно сказать об электронных площадках. Розничным трейдерам, членам Российского топливного союза, нужна четкая ясность преимуществ работы с использованием биржевых и внебиржевых электронных механизмах в отличии от налаженных схем работы по телефонным звонкам.
— Несмотря, на то, что эти структуры уже имеют определенную историю развития в стране, большинство участников нашего союза плохо знает об этих площадках, отличиях каждой из них, механизмах работы. Мы встречаемся с основными площадками, они рассказывают о своей деятельности, но пока информацию нельзя назвать полной.
Например, участникам товарного, физического рынка, незнакомы достаточно сложные правила игры на биржевом рынке, инструменты расчетных контрактов. А ведь практически все площадки сейчас заявляют о скором запуске фьючерсных инструментов! То же самое можно сказать об электронных площадках. Розничным трейдерам, членам Российского топливного союза, нужна четкая ясность преимуществ работы с использованием биржевых и внебиржевых электронных механизмах в отличии от налаженных схем работы по телефонным звонкам.
— То есть – это проблема исключительно площадок – недостаточная пропаганда собственной деятельности?
— Конечно, нет! Тут нужны взаимные шаги. Мы говорим нашим участникам: «Для работы на различных площадках Вам нужно самим разработать программу сотрудничества с ними – работать наскоком или раз от раза не получится!»
— Конечно, нет! Тут нужны взаимные шаги. Мы говорим нашим участникам: «Для работы на различных площадках Вам нужно самим разработать программу сотрудничества с ними – работать наскоком или раз от раза не получится!»
— И все-таки, есть ли среди Ваших участников те, кто имеет опыт работы с площадками, знает и использует данные механизмы?
— Да, есть. По их оценкам, важна ликвидность площадок, куда участники могут обращаться регулярно в случае недостатка ресурса. Электронные инструменты должны помогать им лучше планировать свою работу, страховаться, видеть пульс рынка на экране компьютера – что почем продается, в каких объемах и в каких регионах.
— Да, есть. По их оценкам, важна ликвидность площадок, куда участники могут обращаться регулярно в случае недостатка ресурса. Электронные инструменты должны помогать им лучше планировать свою работу, страховаться, видеть пульс рынка на экране компьютера – что почем продается, в каких объемах и в каких регионах.
— На заседании участников союза были выслушаны доклады представителей площадок. Какие основные вопросы волновали представителей бензинового бизнеса, по каким вопросам шла дискуссия?
— Да, вопросов было много, обсуждение шло активно. Назову основные из них. Это вопросы удобства работы с партиями различного объема – как с партиями по несколько десятков или сотен тонн, так и с объемами по несколько тысяч тонн. Механизмы замещения поставок.
Волнуют сроки поставок. Период 30 дней по условиям бирж – очень много, это составляет проблему на падающем рынке, когда можно более оперативно приобрести товар дешевле у других контрагентов.
В заключении отмечу блок вопросов, связанных с гарантиями участников при работе на бирже. Это – и функционирование клиринга, и гарантии исполнения сделок. Очень важным является также защита от опасности договорных брокерских сделок, когда товар может в последний момент уйти к «своему» (для брокера) контрагенту.
В целом мы будем и дальше организовывать эти встречи, информация от организаторов новых инструментов торговли является весьма важной для топливных компаний.
— Да, вопросов было много, обсуждение шло активно. Назову основные из них. Это вопросы удобства работы с партиями различного объема – как с партиями по несколько десятков или сотен тонн, так и с объемами по несколько тысяч тонн. Механизмы замещения поставок.
Волнуют сроки поставок. Период 30 дней по условиям бирж – очень много, это составляет проблему на падающем рынке, когда можно более оперативно приобрести товар дешевле у других контрагентов.
В заключении отмечу блок вопросов, связанных с гарантиями участников при работе на бирже. Это – и функционирование клиринга, и гарантии исполнения сделок. Очень важным является также защита от опасности договорных брокерских сделок, когда товар может в последний момент уйти к «своему» (для брокера) контрагенту.
В целом мы будем и дальше организовывать эти встречи, информация от организаторов новых инструментов торговли является весьма важной для топливных компаний.
Интервью: Илья Альков
интересно , как можно объяснить продажи по ценам выше экспортных альтернатив на внутреннем рынке(при значительных экспортных поставках) сложившийся экономической ситуацией?
Сложно было бы объяснить продажу топлива на внутреннем рынке ниже экспортной альтернативы. Конечно, цены должны превышать экспортную альтернативу, потому что с зарубежными покупателями проще и надежнее работать. Вопрос только в величине надбавки при продаже внутренним потребителям.