Из госзаказа «утекло» 300 миллиардов
Ежегодно российское государство теряет огромную сумму, закупая топливо, товары и услуги по завышенным ценам. Потери бюджетов всех уровней с начала 2006 года оцениваются в 303 млрд. рублей. В среднем расценки на товары для госзаказа превышают рыночные на 15-20%. Объясняется этот «феномен» несовершенством системы госзакупок и вороватостью чиновников.
Потери федерального, региональных и муниципальных бюджетов от неэффективных закупок в 2006 году составили 4% расходной части консолидированного бюджета. Такие цифры озвучили вчера авторы проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок-2006», впервые в России попытавшиеся оценить степень коррупционности этой сферы государственных финансов. Система госзакупок — самый разорительный для страны коррупционный канал, позволяющий чиновникам красть у государства сотни миллиардов рублей.
«В среднем цены, которые власти и государственные организации платили за купленные на аукционах товары, превышали рыночные на 16%, — говорит депутат Михаил Гришанков, глава комиссии Госдумы по противодействию коррупции. — Это относится к закупкам топлива, лекарств и медицинского оборудования, мебели и канцелярских принадлежностей». При проведении исследования также оценивалось количество поставщиков, участвовавших в аукционах, число жалоб на их проведение, степень информированности рынка о проводящихся тендерах и превышение итоговых цен над заявленными.
На федеральном уровне не нашлось ни одного министерства и ведомства, деятельность которого в сфере закупок отвечала бы всем категориям «прозрачности». Более 40 министерств и агентств оказались на уровне «низкой прозрачности» закупок. И среди них МВД, Минздравсоцразвития, Минсельхоз, Минтранс, Минприроды, Пенсионный фонд, Центробанк, ЦИК и Совет федерации.
Чуть больше порядка на региональном уровне. Среди субъектов федерации три удостоились наивысшей оценки экспертов — Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Здесь нарушений при проведении аукционов замечено меньше всего. В остальных 50 регионах, отважившихся представить свои данные по госзакупкам, те же проблемы, что и на федеральном уровне.
Но самые гигантские потери страна несет на муниципальном уровне. Закон, который обязывает местные власти все необходимое покупать только через аукционы, вступил в силу лишь в 2006 году — до этого деньги муниципалитетов тратились вообще произвольно. Этот закон уже дал эффект, принеся экономию в масштабах страны 100 млрд. рублей. Но по-прежнему около 80% муниципальных закупок непрозрачны. За товары, топливо, лекарства для госнужд в некоторых городах переплачивают до 20% цены. «Не всегда завышение цен на аукционах — это признак коррупции, — замечает Михаил Гришанков. — Но в любом случае это основа для чиновничьих откатов».
Сколько страна теряет на «откатах«
Общий объем закупок государственными органами всех уровней в 2006 году составил около 1.9 триллиона рублей. Федеральные министерства и ведомства разместили в этом году заказов на 1.3 триллиона, остальное пришлось на бюджеты субъектов и муниципальных образований. Всего за счет государственного заказа формируется примерно 8% от объема российской экономики. Эксперты полагают: если навести порядок и исключить коррупционную составляющую при проведении закупок для государственных нужд, бюджеты всех уровней могли бы сэкономить до 1.7% от ВВП, который, по предварительным прогнозам, в 2006 году составит 24.1 трлн рублей. По неподтвержденным данным, средняя доля «откатов» чиновникам при проведении государственных тендеров составляет 20%. В самых коррупционных ведомствах этот показатель достигает 30-35%. Для сравнения: в частном секторе вознаграждение менеджеру за размещение заказа в той или иной фирме редко превышает 10% от его стоимости. По материалам finiz.ru.