«Валютный союз может быть создан по политическим причинам»
В наказание за нарушение прав профсоюзов Евросоюз исключил Белоруссию из генеральной системы преференций, предполагающей предоставление таможенных льгот развивающимся странам. Это решение вступит в силу через шесть месяцев и обойдется Минску в 400 млн евро ежегодно. По мнению Минска, решение ЕС свидетельствует о «политической близорукости его инициаторов и сторонников». В заявлении белорусского МИДа говорится также, что страна «имеет надежных партнеров в различных уголках мира» и решение ЕС «не станет серьезным вызовом для экономики и граждан Белоруссии». Однако европейский демарш совпал со сложными переговорами о поставках энергоносителей, которые Минск ведет с Москвой. Белоруссии угрожает значительный рост цен на газ и отмена льгот на поставки российской нефти. О возможных экономических последствиях разногласий Белоруссии с ЕС и Россией «Времени новостей» рассказал бывший председатель Белорусского нацбанка Станислав БОГДАНКЕВИЧ.
— Как на белорусской экономике отразится решение Евросоюза?
— У правительства есть полгода для устранения причин, по которым ЕС ввел санкции, и ему надо воспользоваться этим временем. Европейский рынок сегодня занимает важнейшее место в белорусском экспорте. Там удается продавать продукцию таких низкорентабельных сфер, как легкая промышленность, для которой потеря рынка обернется тяжелыми последствиями. В случае параллельного введения санкций ЕС и ухудшения условий поставок энергоресурсов из России белорусская экономика столкнется с проблемами, которые приведут к снижению уровня жизни.
— Нацбанк обещает сохранить стабильность белорусского рубля. Реально ли это в сложившихся условиях?
— В первую очередь стабильность рубля зависит от результатов переговоров по условиям поставок российской нефти, ведь торговля нефтепродуктами обеспечивает поступление нефтедолларов. Если решение России об отмене льгот при экспорте сырой нефти в Белоруссию вступит в силу, наши заводы станут в один ряд с другими покупателями. Стимул перерабатывать нефть именно здесь уходит в прошлое, поэтому объемы экспорта нефтепродуктов из Белоруссии в Европу могут снизиться. Это, несомненно, приведет к проблемам с устойчивостью белорусского рубля.
— А как на устойчивость белорусской валюты повлияет рост цен на газ?
— Влияние будет косвенным и скажется не так быстро. К концу 2007 года рост цен на газ может привести к снижению платежеспособности заемщиков, что отразится на положении банков и повлияет на стабильность национальной валюты. Правительство может взять кредит, чтобы растянуть проблему во времени и использовать его для проведения реформ. Но если руководство страны не сработает профессионально, возможна и девальвация, и инфляция белорусского рубля.
— Может ли стать решением проблемы создание валютного союза с Россией?
— До сих пор Минск стоял на том, что переход на общую валюту должен быть венцом интеграции. И в этом есть свой резон — экономики двух стран слишком разные. Сегодня белорусские предприятия получают значительные льготы от правительства, которых они неизбежно лишатся в случае создания валютного союза, что приведет к снижению их конкурентоспособности. Но я не исключаю, что позиция Минска изменится. Валютный союз может быть создан по политическим причинам. Такое решение будет означать фактическую потерю суверенитета, единственным его плюсом станет экспорт реформ из России.