Урок для инвесторов
Первый вице-премьер, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев вчера первым официально подтвердил намерение газового концерна купить у иностранцев около половины проекта «Сахалин-2», который реализуется на условиях раздела продукции. На встрече с иностранными журналистами он не стал говорить именно о контрольном пакете. «Переговоры идут быстро. Вопрос о доле — вопрос важный, но не принципиальный, — приводит слова г-на Медведева Reuters. — Это может быть доля в 50% и несколько меньше. Оцениваются все возможности — от наличных до обмена активами. Это не самоцель — обмен активами, и если платить деньгами окажется дешевле, чем обмениваться активами, нужно платить деньгами». Накануне стало известно, что лидер проекта Royal Dutch Shell предложил «Газпрому» стать главным акционером и выкупить контрольный пакет, оставив себе блокирующий.
Ключевых моментов в сделке два: цена акций компании Sakhalin Energy (оператор проекта), а также размер и структура сметы расходов инвесторов. О цене высказался сам Дмитрий Медведев. «Газпром», по его словам, не намерен платить любые деньги ради вхождения в «Сахалин-2». Это и так было ясно — акционеры, из-за экологических санкций рисковавшие остаться вообще у разбитого корыта, рады будут вернуть хотя бы часть своих затрат и иметь гарантированную долю в будущих прибылях проекта.
О перспективах согласования сметы иностранным журналистам рассказывал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. «Участие или неучастие «Газпрома» — это отдельная история, которая к этому не имеет отношения», — цитирует его РИА Новости. Минпромэнерго не устраивает не столько размер сметы, сколько раздувание отдельных ее статей.
Об этих претензиях, в частности, говорил Владимир Путин, когда в октябре впервые прокомментировал ситуацию вокруг «Сахалина-2»: «Посмотрите, какие расходы дополнительные. Почти в два раза увеличены расходы на юридические услуги, почти в два с лишним раза увеличены расходы на иностранный персонал, в два с лишним раза увеличены расходы на командировки и т. д.» В «Газпроме» от комментариев воздержались.
«Последствия, которые связаны с реализацией полномасштабного предложения оператора, на сегодняшний день для Российской Федерации означают сдвижку сроков по получению Россией прибыльной продукции примерно на два-три года, в зависимости от разных ценовых сценариев на нефть», — сообщил вчера г-н Христенко, отметив, что это приведет к сокращению объема доходов государства, планировавшегося в «в далекие 90-е годы». «И даже тот уровень, который там заложен и который мы должны сегодня выполнять, как сторона по контракту… будет соответствующим образом скорректирован на несколько миллиардов долларов для Российской Федерации, с чем я лично согласиться не могу», — подытожил министр.
Shell через Shell Sakhalin Holdings B.V. владеет 55% в компании Sakhalin Energy — операторе проекта «Сахалин-2», 25% принадлежат «дочке» японской Mitsui-Sakhalin Holdings B.V., 20% — «дочке» Mitsubishi Diamond Electric Sakhalin B.V. В рамках проекта планируется добывать газ на шельфе острова, сжижать на заводе и экспортировать 9,6 млн т в год.
Конечно же, серьезно повлиять на общий размер затрат не удастся (напомним, что оператор проекта Sakhalin Energy попросил увеличить смету с утвержденных 10 до 22 млрд долл.). Стоимость труб и подрядных работ в нефтегазовом секторе выросла вместе с ценами на углеводороды и металл. Но изменить акценты, видимо, придется. Также будет необходимо внести новые суммы на возмещение экологического ущерба, который уже был нанесен. Кроме того, по словам Виктора Христенко, увеличив смету проекта и сроки его реализации, многие подрядчики и субподрядчики попросту заложили в нее свои риски. Если продолжить эту мысль, то вхождение «Газпрома» эти риски может снизить. Особенно с учетом того, что появление нового контролирующего акционера приведет к смене менеджмента Sakhalin Energy и, как следствие, к составлению новой сметы новой командой.
Возможно, поэтому г-н Христенко о сроках принятия решения по затратам говорил вчера очень осторожно. «Мы хотели бы, чтобы утверждение сметы произошло не позже, чем в пределах первого квартала», — сообщил он. Поэтому нельзя исключать, что российские чиновники в ближайшее время согласуют лишь уровень затрат на следующий год, чтобы не задерживать сроки реализации проекта.
«Ситуация с «Сахалином-2» является хорошим уроком для инвесторов — не важно, зарубежных или российских», — отметил глава Минпромэнерго. По его мнению, именно нарушения компаний, реализующих разные этапы этого проекта и нарушающих законы, отразились в целом на судьбе «Сахалина-2».
Тем временем самый активный контролер, замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь, на встрече с зарубежными юристами сообщил, что в начале марта 2007 года может быть начат судебный процесс по сахалинскому проекту. «В ближайшие десять дней мы подготовим правительству юридические предложения, затем определим условия и сроки подписания контракта с юридическими фирмами и, ориентировочно, в начале марта начнется судебный процесс по делу «Сахалина-2», — сказал он. — Иски будут подаваться в нескольких юрисдикциях параллельно — дело будет рассматриваться по российскому, стокгольмскому, бельгийскому, английскому и, возможно, японскому законодательству». По словам чиновника, он намерен добиваться от оператора проекта упущенной коммерческой выгоды (ранее заявленной самим оператором проекта в размере 10 млрд долл.) и других компенсаций. «В случае совершения нарушений повторно возможность требования выплаты ущерба в трехкратном размере и компенсации расходов на юристов, — пояснил он. — А у нас оператором проекта самим признано, что восстановлению подлежат 529 рек на Сахалине». Получить комментарии Sakhalin Energy о перспективах судебных планов г-на Митволя вчера не удалось. По материалам «Времени новостей».