Нефтяное ворье взяли с поличным
Нефть питает российскую экономику, углеводородное сырье приносит нефтяным компаниям огромную прибыль, немудрено, что заработать на «черном золоте» пытаются и простые смертные. Углеводородного сырья в России много, трубопроводы простираются по бескрайним просторам сибирского севера, приезжай, сливай, тонной больше, тонной меньше, все равно никто не заметит, наверняка, рассуждает нефтяное ворье.
В течение последних лет правоохранительные органы Тюменской области не один раз фиксировали случаи незаконной врезки в трубопроводы с целью кражи нефтегазоконденсата. Недавно вступил в силу приговор вынесенный Сургутским районным судом трем жителям Сургута, обвиняемым в краже нефтегазоконденсатной смеси из трубопровода «Уренгой-Сургут». Летом 2004 года преступники были взяты с поличным сотрудниками Регионального управления ФСБ по Тюменской области и югорского спецназа УФСИН.
50-летнему Сергею Семилютченко первому пришла в голову идея слить нефтегазоконденсат из трубопровода, а затем продать. Помочь ему вызвался давний друг 56-летний Виктор Буркацкий, работавший в одной из крупных нефтяных компаний. Именно он сообщил зачинщику преступления номер кранового узла, из которого можно слить нефтегазоконденсатную смесь.
В деле, подробности которого корреспонденту Вслух.ру рассказали в Сургутском районном суде, говорится, что, заранее арендовав два бензовоза, Семилютченко, поздним вечером 12 июля 2004 года вместе с сообщниками подъехал к крановому узлу трубопровода, расположенного в районе поселка Тром-Аган — примерно в 100 км от Сургута. Преступникам удалось проникнуть на огражденную территорию и, подсоединившись к трубопроводу через крановый узел, закачать в два пригнанных бензовоза 40 тонн нефтегазоконденсата. В тот вечер им удалось безнаказанно скрыться с места преступления.
Легкая нажива вдохновила преступника-дебютанта и уже через десять дней он решил повторить, как ему казалось, удачно совершенную кражу. Выяснив у Буркацкого, когда вновь можно будет без помех слить нефтегазоконденсат, он 22 июля в сопровождении двух бензовозов подъехал к тому же крановому узлу. На сей раз зачинщик привлек в помощники двадцатилетнего сотрудника милиции Константина Дерябина, которого пригласил для страховки. За обещанное денежное вознаграждение он должен был усыпить бдительность сотрудников ГИБДД, которые могли остановить бензовозы на дороге.
Полдвенадцатого вечера, когда одна цистерна уже была заполнена нефтегазоконденсатом, сотрудники ФСБ и спецназ УФСИН по ХМАО задержали сообщников на месте преступления. Семилютченко было предъявлено обвинение в краже, Буркацкому — в пособничестве краже, Дерябину — в покушении на кражу. Учитывая смягчающие обстоятельства — признание своей вины, чистосердечное раскаяние и отсутствие судимостей, а также то, что подсудимые полностью возместили нанесенный ущерб, преступники получили условные сроки от полутора до двух с половиной лет. Наименьший срок получил милиционер Дерябин — 1,4 года условно, максимальный приговор достался Семилютченко — 2,2 года условно.
По имеющейся в РУ ФСБ информации в период с 2001 по 2005 годы на трубопроводе «Уренгой-Сургут» было выявлено 33 факта хищения нефтегазоконденсатной смеси. Правоохранительными органами ХМАО и ЯНАО было возбуждено 31 уголовное дело, задержаны 59 человек, 55 привлечены к уголовной ответственности. В шести случаях лица, совершившие преступления, не были установлены. В ХМАО наибольшее количество краж пришлось на 2003-2004 годы. Тогда правоохранительные органы выявили 17 подобных преступлений. Регулярно обнаруживались несанкционированные врезки в нефтепроводы и фиксировались следы отбора сырья на крановых узлах. Эффективные действия сотрудников ФСБ, органов внутренних дел и прокуратуры, в частности, разоблачение Семилютченко и Буркацкого, продемонстрировали общественности, что государство совместно с органами правопорядка намерено бороться с кражами нефтяного сырья, которые бьют по государственному бюджету. В результате, число преступных посягательств на трубопроводы снизилось. На 2006 год фактов хищения нефтегазоконденсатной смеси на трубопроводе «Уренгой-Сургут» не выявлено.
Напомним, что нефтегазоконденсат является токсичной, пожаро- и взрывоопасной смесью. Вторжение в трубопровод людей, не являющихся специалистами, может привести к катастрофическим последствиям: разгерметизации трубопровода, пожару, взрыву, выбросу большой массы токсичных продуктов сгорания. Значительный вред может быть нанесен окружающей среде, могут погибнуть животные и, самое главное, люди. По материалам Вслух.ru.