Продажи катарского СПГ на ключевые азиатские рынки сталкиваются с соперничеством США и ОАЭ

Катару сложно заключать новые сделки на поставку сжиженного природного газа (СПГ) в Японию и Южную Корею, поскольку растущая конкуренция со стороны США и других стран с более гибкими условиями контрактов ставит под сомнение десятилетнее господство Дохи на рынке.

Когда-то Катар был главным поставщиком СПГ в Японию и Южную Корею, но теперь покупатели отдают предпочтение поставкам из США, Объединенных Арабских Эмиратов и Омана. Все эти поставщики предлагают более краткосрочные контракты и, в отличие от Катара, не ограничивают конечный пункт назначения грузов.

Это дает покупателям возможность гибко продать груз в другом месте в будущем, если он им больше не нужен.

Переговоры между японскими и южнокорейскими покупателями и Катаром зашли в тупик из-за того, что Катар настаивает на оговорках о пункте назначения, сообщили источники.

«Катарцы пытаются добиться многого в том, как они продают свой СПГ, с точки зрения сохранения контроля над рынком, в то время как (другие компании, такие как) ADNOC из ОАЭ и Оман, вроде как рады просто получить хорошую цену», — сказал высокопоставленный торговый источник.

«ADNOC воспользовалась текущей ситуацией, которая заключается в том, что люди хотят диверсификации поставок», — добавил источник.

Если государственная компания QatarEnergy (QE) не подпишет новые соглашения с Японией и Южной Кореей — вторым и третьим по величине импортерами СПГ в мире после Китая, — роль Катара еще больше снизится. В 2023 году Соединенные Штаты сместили его с первого места в списке мировых поставщиков СПГ.

Срок действия крупной сделки Катара на поставку 4,92 млн тонн в год для Korea Gas Corp (KOGAS) истекает в этом году. Еще одна сделка на поставку 2,1 млн тонн в год истекает в 2026 году, свидетельствуют официальные данные.

QatarEnergy заявила, что не комментирует рыночные спекуляции.

Спрос на СПГ в Японии падает из-за перезапуска ядерных реакторов, увеличения количества возобновляемых источников энергии и замедления темпов роста экономики. Импорт упал до 66 миллионов метрических тонн в 2023 году с 83 тонн в 2018 году, свидетельствуют данные японской таможни.

Доля Катара на рынке Японии упала до 4% в 2023 году с 12% в 2018 году. В то же время доля США в Японии выросла до 8 % с 3 % за тот же период.

Доля Катара на рынке Южной Кореи упала до 19% в 2023 году с 32% в 2018 году, при этом доля Австралии выросла до 24% с 19%, а Малайзии — до 13% с 8% за тот же период, свидетельствуют данные консалтинговой компании Energy Aspects.

QatarEnergy работает над заключением сделок по поставке европейским и азиатским покупателям новых партий СПГ, ожидаемых от расширения Северного месторождения, которое увеличит общий объем добычи на 85%.

Генеральный директор компании Саад аль-Кааби заявил, что видит светлое будущее для СПГ как минимум на 50 лет, особенно в Азии.

В период 2022-2023 годов QatarEnergy заключила серию 27-летних сделок на поставку китайским покупателям нового газа с Северного месторождения.

Тайвань и Кувейт также подписали контракты на поставку СПГ после того, как Катар объявил о последнем расширении. Однако продано было совсем немного. По оценкам аналитиков, около 48% всего катарского СПГ с Северного месторождения и его проекта в США не имеют контрактов.

Тем временем ADNOC и Оман заключили долгосрочные сделки с покупателями из Японии, Китая и Индии.

По словам одного из источников, еще одним камнем преткновения для Японии является требование QatarEnergy заключить с покупателями контракты на поставку не менее 1 млн метрических тонн в год (млн т/год) на 10-15 лет.

Такие условия противоречат неопределенным долгосрочным перспективам Японии в отношении СПГ из-за перезапуска атомных электростанций и производства возобновляемой энергии, что не позволяет японским покупателям заключать долгосрочные сделки с СПГ в случае падения спроса.

Катар проявил определенную гибкость в переговорах, предложив меньшие партии с гибкими условиями и более низкой ценой, которая для контрактов, начинающихся в 2028 году, составляет около 13% от цены барреля нефти за миллион британских тепловых единиц (ммБТЕ), сказал тот же источник.

Японская компания JERA не стала продлевать соглашение с Катаром о поставках 5,5 млн тонн в год, когда срок его действия истек в 2021 году.

«Для покупателей ограничение по пункту назначения может оказаться сложной задачей, особенно когда спрос снижается, что вынуждает их искать внутренних покупателей для избыточных поставок», — сказал представитель японского правительства.

«По сравнению с другими странами-производителями газа это ставит Катар в невыгодное конкурентное положение».

Tokyo Gas, крупнейший поставщик газа в Японии, может закупать СПГ в Катаре, если это будет выгодно с точки зрения экономики, гибкости контракта и сроков, сказал старший генеральный менеджер по СПГ Юмико Яо. «Эти факторы будут определять наши будущие решения о закупках», — сказала она.

В Южной Корее срок действия контракта Катара с Korea Gas Corp (KOGAS) на поставку 4,92 млн тонн газа в год истекает в этом году. Срок действия еще одной сделки на поставку 2,1 млн тонн в год истекает в 2026 году.

Чтобы обеспечить стабильные доходы, Катар предпочитает заключать долгосрочные контракты на срок до 27 лет, что соответствует текущему сроку реализации проекта по расширению Северного месторождения и обычно привязано к цене на нефть.

Американские продавцы, ADNOC и Оман обычно предлагают объемы СПГ на условиях free-on-board (FOB), что позволяет покупателям перепродавать грузы. Сделки обычно привязаны к ценам на природный газ в США на эталонном уровне Henry Hub, которые, как правило, дешевле, чем контракты, привязанные к нефти.

Конкуренция между Катаром и США усилилась после решения Европы отказаться от зависимости от российского трубопроводного газа, принятого после вторжения Москвы на Украину. Американские экспортеры заполнили большую часть вакуума поставок, опередив Катар и став крупнейшим в мире экспортером СПГ в 2023 году.

В отсутствие большого количества кредитоспособных покупателей, подписывающих крупные и долгосрочные контракты на условиях Катара, одним из вариантов для QatarEnergy может стать продажа большего объема поставок на спотовом рынке, считает Анн-Софи Корбо, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.

«Сейчас на спотовом рынке и в краткосрочной перспективе продается около 39% (мировых поставок), но Катар мог бы довести этот показатель до 60%, если бы захотел изменить ситуацию. Вопрос в том, захотят ли они этого?»

ОПЕК усомнился в прогнозе МЭА о приходе «эры электричества»

Источник: investing.com

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 22 ноября 2024
Импорт сырой нефти в Китай, по всей вероятности, восстановится в ноябре и достигнет самого высокого уровня за три месяца.
«Газпром нефть» открыла в Кемеровской области современный топливный терминал (Видео)
«Газпром нефть» открыла в Кемеровской области топливный терминал «Кемеровский». Он обеспечит поставку в регион порядка 600 тысяч тонн нефтепродуктов.