Европа, похоже, не может избавиться от своей энергетической зависимости от России
Россия по-прежнему обеспечивает 15% от общего объема импорта газа ЕС.
Три года назад Россия была крупнейшим в мире экспортером природного газа, а Европа была его главным потребителем. Для лидеров континента доступ ко всей этой дешевой российской энергии перевешивал любые опасения по поводу ведения бизнеса с российскими властями. Затем начался российско-украинский конфликт, и эта чрезмерная зависимость от единственного поставщика внезапно стала восприниматься как угроза экономической и политической безопасности региона.
Страх, что РФ прекратит поставки газа, угля и нефти, чтобы наказать европейские страны за поддержку Украины, вызвал лихорадочную суету в поисках альтернативных источников энергии. Сдвиг был оформлен санкциями против Москвы.
Сегодня европейские лидеры приветствуют революцию в поставках энергии. Многие импортеры газа, нефти и угля отказались от России в пользу альтернативных источников. Потребители нашли способы использовать меньше энергии, что снизило спрос. В конце концов, свет остался включенным, и большинство заводов продолжали работать — даже если многие европейцы теперь платят больше за свою энергию.
Многие не знают, что Россия остается одним из важнейших поставщиков энергоносителей на континенте, и цель Европейского Союза положить конец своей зависимости от российских энергоресурсов к 2027 году будет трудно достичь.
Как Европа так пристрастилась к российским энергоносителям?
Это началось более полувека назад. Советскому Союзу нужны были деньги и оборудование для разработки недавно открытых гигантских газовых месторождений в Сибири на фоне напряженности в отношениях с Китаем и США. Западная Германия охотилась за дешевой энергией, чтобы поддержать свой быстрорастущий производственный сектор.
В 1970 году СССР и Западная Германия подписали соглашение «трубы в обмен на газ», в рамках которого немецкие заводы поставляли тысячи миль труб для транспортировки российского газа в Западную Европу. Потоки энергии неуклонно росли в последующие десятилетия, пока Германия не обнаружила, что она закупает у России более половины своего газа, а также около трети всей своей нефти.
Германия и другие европейские страны начали переходить на ветровую и солнечную энергию в последние годы. Но российский трубопроводный газ оставался удобным и доступным вариантом для генерации базовой мощности, необходимой, когда ветер не дул и солнце не светило.
Каким образом Европа до сих пор использует российскую энергию?
Импорт российского ископаемого топлива в Европейский союз составил около 1 млрд долларов США за месяц на конец 2023 года, что ниже пикового значения в 16 млрд долларов США за месяц в начале 2022 года, согласно данным Bruegel.
Большую часть оставшегося импорта составил природный газ. Россия по-прежнему обеспечивала 15% от общего объема импорта газа ЕС в 2023 году, уступая Норвегии (доля 30%) и США (доля 19%) и опережая страны Северной Африки с долей 14%, согласно данным Европейской комиссии.
Большая часть этого газа поступает по трубопроводам, пересекающим Украину и Турцию. Среди крупнейших покупателей — Австрия, Словакия и Венгрия, экономики которых сильно зависят от этого топлива.
Крупные потребители энергии, включая Испанию, Францию, Бельгию и Нидерланды, по-прежнему импортируют российский сжиженный природный газ на танкерах. Часть его в конечном счёте смешивается с другими источниками газа в европейской трубопроводной сети, что означает, что он потенциально идет в Германию, несмотря на обещание этой страны избегать российского газа.
Россия по-прежнему является одним из крупнейших поставщиков газа в Европе, доля каждого поставщика в импорте газа в Европейский союз
Источник: Европейская комиссия.
Примечание: Цифры не включают внутреннюю добычу газа в ЕС
Почему российские газовые контракты не расторгаются?
Европейские клиенты России часто были связаны жесткими долгосрочными контрактами, от которых было нелегко отказаться.
И переход может быть дорогостоящим, поскольку ожидается, что доступные поставки на мировом газовом рынке останутся ограниченными в течение следующих двух лет, пока не появится новая волна поставок из стран-экспортеров, таких как США и Катар. Значительная часть газа, доступного для импорта в Европу, поглощается странами, которые закрыли свои угольные и атомные электростанции в последние годы.
Австрия, Словакия и Венгрия заявили, что ищут альтернативные источники. Но промышленность в этих странах, не имеющих выхода к морю, была создана для работы на энергии с востока и заплатила бы больше, если бы покупала нероссийский газ, поступающий на новые терминалы СПГ, строящиеся в Западной Европе.
На данный момент общеевропейского запрета на российский газ нет, хотя некоторые страны, такие как Великобритания, Германия и страны Балтии, решили прекратить импорт этого топлива.
Некоторые крупные европейские корпорации имеют давние инвестиции в российскую энергетику, от которых они не хотят отказываться. TotalEnergies SE остается акционером гигантского проекта «Ямал СПГ» в российской Арктике. Испанская коммунальная служба Naturgy Energy Group SA имеет 20-летний контракт на закупку сжиженного топлива с Ямала до 2038 года.
Каким еще образом российская энергия находит свой путь?
Импорт российской сырой нефти по трубопроводу и поставки по суше некоторых несанкционированных нефтепродуктов продолжаются, хотя и в гораздо меньших объемах, чем раньше. Запрета на нефтепродукты, произведенные на НПЗ за пределами Европы с использованием российской нефти, например, в Турции, по-прежнему нет. Продажи с этих НПЗ в ЕС принесли России около 1,1 млрд евро (1,2 млрд долларов) налоговых поступлений в 2023 году.
Вполне вероятно, что часть российской сырой нефти попадает в Европу после того, как ее покупают посредники в других странах и смешивают с поставками из других источников.
Отслеживать российскую сырую нефть и СПГ до места назначения стало сложнее с тех пор, как Москва задействовала большой танкерный «теневой флот», чтобы обойти последствия международных санкций.
Часть теневого флота подпала под санкции Великобритании, ЕС и их союзников, и нет никаких доказательств прямых поставок в Европу. Но сложно отслеживать все перепродажи по всему миру.
Торговля энергоносителями между Россией и ЕС сократилась, но все еще существует ежемесячный экспорт российского ископаемого топлива в Европейский союз
Источник: Bruegel
Каково положение дел сейчас?
На Россию пришлось менее 10% потребления газа в Европе в 2023 году, что ниже >30%, как это было до 2022 года. Норвегия вытеснила Россию с позиции крупнейшего поставщика трубопроводного газа на континенте.
Отчасти благодаря новым объектам, построенным для разгрузки СПГ из альтернативных стран-экспортеров, США стали крупнейшим поставщиком сжиженного топлива в Европу.
Вдобавок ко всему, Европа потребляет меньше энергии — отчасти потому, что некоторые отрасли, столкнувшиеся с высокими счетами за электроэнергию, сократили свою деятельность, а также из-за экономии энергии и рекордных установок возобновляемой энергии.
Кризис 2022 года заставил европейские правительства более решительно ускорить принятие доктрин зеленой энергетики. В результате, по данным Ember, доля газовой и угольной генерации упала на рекордную величину.
В 2023 году ветер впервые произвел больше электроэнергии, чем газ. По данным UBS Group AG, спрос на газ в Европе в период с января по август был на 20% ниже докризисного среднего показателя.
Как Европа справляется с ростом цен на энергоносители?
Цены на энергоносители подскочили в 2022 году, порой более чем в 20 раз по сравнению с историческими нормами. Некоторые европейские заводы были вынуждены закрыть свою деятельность или сократить объемы производства, а многие малые предприятия закрылись.
Цены с тех пор упали, но остаются выше докризисного уровня, что делает наиболее энергоемкие отрасли промышленности Европы менее конкурентоспособными. В то время как сдержанный спрос за рубежом сейчас является главной проблемой для многих немецких производителей, дорогая энергия остается одной из причин, по которой такие компании, как Фольксваген и БАСФ сталкиваются с трудностями.
Домохозяйства, пострадавшие от резкого роста счетов за электроэнергию, нашли способы снизить потребление. Но для многих дополнительные расходы стали настоящим испытанием. Почти 11% граждан ЕС не смогли поддерживать достаточное тепло в своих домах в 2023 году, согласно данным Еврокомиссии.
Прогноз биржевых цен с 7 по 11 октября 2024