Темпы Китая оказывают давление на глобальный переход к чистой энергетике

За последнее десятилетие глобальные инвестиции в чистую энергетику значительно выросли: с 248 миллиардов долларов в 2014 году до 745 миллиардов долларов в 2023 году. За это время Китай внедрил больше технологий чистой энергии, чем все остальные страны вместе взятые.

В то время как сохраняются опасения по поводу доминирования Китая в цепочках поставок возобновляемых источников энергии, анализ Rystad Energy подчеркивает, что стремительный рост Китая не только вывел его в лидеры в области экологически чистых технологий, но и вызвал глобальную реакцию, создав эффект пульсации. Другие страны теперь следуют примеру Китая, ускоряя свои собственные энергетические переходы в ответ на это конкурентное давление.

Дальнейший анализ Rystad Energy также показывает, что на сегодняшний день общие расходы Китая на солнечную и ветровую энергетику опережают все остальные страны мира, увеличившись со 150 миллиардов долларов в 2020 году до почти 400 миллиардов долларов в 2023 году. Однако, по мере того как другие регионы будут набирать обороты, ожидается, что к концу года преимущество Китая в инвестициях сократится и может полностью исчезнуть к 2027 году на фоне роста расходов остального мира.

В расчете на душу населения Китай также превосходит такие ключевые регионы, как Европа и США. В период с 2020 по 2024 год Китай осуществил значительные инвестиции в инфраструктуру возобновляемых источников энергии относительно численности своего населения, что является более сложным достижением по сравнению с менее населенными США и Европой. Хотя Европа и США постепенно увеличивают свои капитальные затраты, ожидается, что до конца десятилетия они будут отставать от Китая.

Масштабы китайских инвестиций в экологически чистые технологии оказали глубокое влияние на глобальный энергетический переход. Непревзойденный рост мощностей и вызванное им снижение цен на китайское оборудование позволили другим регионам ускорить инвестиции в возобновляемую энергетику. Это конкурентное давление также побудило отечественных производителей экологически чистых технологий по всему миру увеличить объемы производства. Результаты очевидны: по мере того как Китай наращивал инвестиции в экологически чистые технологии, остальные страны мира быстро последовали за ним, — говорит Ларс Ниттер Хавро, руководитель отдела макроэкономики в энергетике компании Rystad Energy.

Рисунок 1. Капитальные расходы на солнечные фотоэлектрические и ветряные установки

Обширные производственные возможности и инфраструктура являются основными факторами, определяющими лидерство Китая в секторе экологически чистых технологий, особенно в цепочках поставок солнечных батарей и аккумуляторов. Страна контролирует около 80 % мировой цепочки поставок солнечных фотоэлектрических модулей и в прошлом году произвела в среднем 90 % всех мировых компонентов солнечных фотоэлектрических батарей. Ожидается, что эта доля будет расти и дальше, поскольку Китай не проявляет признаков ослабления логистической хватки, а к 2030 году прогнозируется рост производства на 150 %. Однако в 2027 году наступит переломный момент, когда остальные страны мира начнут опережать Китай в производстве, что станет прямым результатом растущих инвестиций, особенно в США.

Регионы, включая Европу, США и Индию, активно расширяют свои мощности по производству солнечных панелей, чтобы снизить зависимость от Китая. США и Индия активно инвестируют в заводы по производству элементов и сборке модулей, стремясь достичь самодостаточности к 2026 году. Однако себестоимость их продукции по-прежнему значительно выше, чем в Китае. Стоимость китайских модулей составляет около 0,10 доллара за ватт, в то время как цены в США колеблются в районе 0,30 доллара за ватт, что влияет на экономику проектов и общие темпы перехода к новой энергетике.

Пока страны работают над созданием собственных производственных мощностей в области экологически чистых технологий, огромные производственные мощности Китая позволяют ему занимать лидирующие позиции по цене, что создает серьезные проблемы. С одной стороны, страны стремятся развивать местную промышленность, чтобы повысить устойчивость, создать рабочие места и внедрить инновации, и при этом бороться с низкими ценами Китая. В то же время эти страны часто отстают от Китая в плане обучения и ставят перед собой более амбициозные климатические задачи. В связи с этим возникает сложная дилемма: инвестировать ли в отечественное производство экологически чистых технологий для развития местной промышленности или полагаться на китайские поставки для достижения климатических целей. Баланс между ростом местных отраслей и необходимостью использовать существующие возможности Китая является критически важным вопросом для достижения глобальных климатических целей.

Обеспечение баланса между отечественным производством и экономически эффективным переходом на энергоносители особенно сложно для стран с ограниченной инфраструктурой. Хотя использование китайских компонентов может ускорить внедрение экологически чистых технологий и помочь в достижении климатических целей, оно вызывает опасения по поводу чрезмерной зависимости от одного поставщика, а также опасения, что такая зависимость может подвергнуть страны потенциальным рискам, связанным с геополитической напряженностью, торговыми ограничениями или нарушениями в цепочке поставок. Таким образом, страны должны найти баланс между обеспечением энергетической безопасности и доступности энергоресурсов и соблюдением долгосрочных стратегических интересов.

Рисунок 2. Мировые производственные мощности по выпуску компонентов для солнечных батарей

Субсидии и государственная поддержка играют ключевую роль в формировании энергетического перехода и развитии экологически чистых технологий, особенно в том, как различные регионы регулируют импорт и тарифы. В США, Индии и Европейском союзе (ЕС) текущая политика склоняется к тарифам и другим ограничительным мерам, направленным на сдерживание китайского импорта. Например, администрация Байдена в США недавно повысила налог на импорт китайских электромобилей (EV) с 25 % до 100 %, доведя общую сумму пошлин до 102,5 %. Тем временем ЕС предложил ввести тарифы на электромобили китайского производства в размере от 17% до 36,3%. Эти меры являются ответом на обеспокоенность США по поводу защиты рабочих мест и конкурентоспособности промышленности, в то время как ЕС ссылается на предполагаемую несправедливую практику субсидирования Китая в качестве основы для своих тарифов. В совокупности эти меры могут помешать глобальному энергетическому переходу по сравнению со сценарием, при котором китайский импорт будет более свободным.

В отличие от этого, местная китайская индустрия электромобилей, стоимость которой в период с 2009 по 2023 год составит 230,8 миллиарда долларов, быстро укрепила свои позиции в мире. Занимая доминирующее положение как в области хранения энергии в аккумуляторах, так и в их производстве — контролируя 77 % мировых мощностей по производству аккумуляторов и собираясь установить больше аккумуляторов, чем все остальные страны мира вместе взятые, — Китай продолжает лидировать на рынке. Несмотря на постепенный отказ от субсидий, правительство по-прежнему предлагает значительные налоговые льготы, которые, по прогнозам, достигнут 76 миллиардов долларов в течение следующих четырех лет. Эта финансовая поддержка делает электромобили более доступными, ускоряя их внедрение и подпитывая большой внутренний рынок, который стимулирует рост отрасли. Эти инициативы соответствуют более широким экологическим целям Китая, которые направлены на снижение загрязнения воздуха, уменьшение зависимости от нефти и достижение целей по сокращению выбросов углерода. В отличие от этого, в ЕС отсутствуют прямые субсидии на EV на общесоюзном уровне, вместо этого используются такие меры, как регулирование выбросов, которые делают двигатели внутреннего сгорания менее конкурентоспособными.

По мере того как Китай отказывается от некоторых субсидий в связи с развитием рынка, обширная государственная поддержка, которую он оказывает, делает страну основным игроком в мировой индустрии EV. Такое доминирование ставит США и ЕС перед дилеммой: принять ли китайский импорт для более быстрого и доступного расширения парка электромобилей или ввести торговые барьеры и усилить внутренние стимулы для поддержки местных производителей, что может привести к замедлению внедрения и повышению стоимости. В свою очередь, этим странам, возможно, придется рассматривать увеличение субсидий и стимулов как необходимость для поддержания сопоставимых темпов декарбонизации.

Рисунок 3. Продажи электромобилей в Китае

Источник: rystadenergy.com

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»
Замминистра энергетики РФ и Сийярто обсудили поставки газа после санкций США
Речь идет об ограничениях против Газпромбанка