Ормузский пролив: почему главный нефтяной маршрут снова под ударом
Ормузский пролив, узкий водный путь у входа в Персидский залив, редко остается в стороне от глобальных потрясений. Через этот важный морской маршрут проходит почти 30% мировой нефти, и за ним внимательно следят на предмет возможных нарушений. Угрозы Ирана наказать Израиль за убийство одного из лидеров ХАМАС в Тегеране снова вызвали опасения, что судоходство через этот жизненно важный пролив будет нарушено
Где Иран захватывал суда. Источник: Bloomberg
Иран неоднократно нацеливался на торговые суда, пересекающие этот узкий проход, и в прошлом обещал блокировать транзит. Хотя на этот раз Тегеран не угрожал конкретно трафику через Ормузский пролив, он активно поддерживает хуситов в Йемене, которые атакуют суда у южного входа в Красное море, а это значит, что Иран потенциально готов препятствовать глобальному судоходству для достижения своих целей.
Где находится Ормузский пролив
Этот водный путь, имеющий форму перевернутой буквы V, соединяет Персидский залив с Индийским океаном, с Ираном на севере и Объединенными Арабскими Эмиратами и Оманом на юге. Его длина — почти 100 миль (161 километр), а ширина в самой узкой точке — 21 миля, при этом судоходные полосы в каждом направлении занимают всего по две мили. Небольшая глубина делает суда уязвимыми для мин, а близость к суше — особенно к Ирану — оставляет суда открытыми для атак с береговых ракетных установок или перехвата патрульными катерами и вертолетами.
Какова его роль
Ормузский пролив жизненно важен для мировой торговли нефтью. По данным, собранным Bloomberg, танкеры перевозили почти 15.5 млн баррелей нефти и конденсата в день из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирана через пролив в первом квартале 2024 года. Пролив также важен для сжиженного природного газа (СПГ), более одной пятой мировых поставок которого — в основном из Катара — прошли через него в тот же период.
Когда Иран нарушал судоходство
Иран использовал судоходство в Персидском заливе десятилетиями, чтобы выразить свое недовольство санкциями против него или использовать это как рычаг в спорах.
13 апреля, за несколько часов до запуска дронов и ракет по Израилю, Корпус стражей исламской революции Ирана захватил контейнеровоз, связанный с Израилем, возле Ормузского пролива, между Персидским заливом и Оманским заливом. Согласно торговому изданию Lloyd’s List, Иран освободил экипаж судна в начале мая. Тегеран заявил, что MSC Aries нарушил морские правила, но аналитики указали на его связь с Израилем как на мотив.
Когда в апреле 2023 года Иран захватил танкер, направлявшийся в США, он заявил, что судно столкнулось с другим судном. Однако этот шаг, по-видимому, был ответом на захват судна с иранской нефтью у побережья Малайзии американскими властями на основании нарушения санкций.
В мае 2022 года Иран захватил два греческих танкера и удерживал их в течение шести месяцев, предположительно в ответ на конфискацию греческими и американскими властями иранской нефти на другом судне. Груз в конечном счете был освобожден, и греческие танкеры были отпущены. Также была освобожден танкер, который Иран якобы конфисковал в ответ на кражу нефти США.
Закрывал ли Иран когда-либо Ормузский пролив
Пока нет. Во время войны между Ираком и Ираном в 1980-88 годах иракские силы атаковали нефтяной экспортный терминал на острове Харк, к северо-западу от пролива, частично чтобы спровоцировать иранский ответ, который бы втянул США в конфликт. Впоследствии, в так называемой Танкерной войне, обе стороны атаковали 451 судно. Это значительно увеличило стоимость страхования танкеров и способствовало росту цен на нефть. Когда в 2011 году на Иран были наложены санкции, он угрожал закрыть пролив, но в конечном счете отступил. Нефтяные трейдеры сомневаются, что страна когда-либо полностью закроет пролив, потому что это помешает Ирану экспортировать свою нефть. Кроме того, военно-морской флот Ирана не может сравниться с Пятым флотом США и другими силами в регионе. Коммодор Алиреза Тангсири, глава военно-морских сил Корпуса стражей исламской революции, заявил незадолго до захвата MSC Aries, что Иран имеет возможность нарушить движение через Ормузский пролив, но не делает этого.
Можно ли защитить Ормузский пролив
Во время Танкерной войны ВМС США сопровождали суда через Персидский залив. В 2019 году они отправили в регион авианосец и бомбардировщики B-52. В том же году США начали операцию Sentinel в ответ на действия Ирана в проливе. Десять других стран, включая Великобританию, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн, позже присоединились к операции, ныне известной как Международная морская безопасность. С конца 2023 года основное внимание в защите судоходства переключилось с пролива Хормуз на южное Красное море и пролив Баб-эль-Мандеб, соединяющий его с Аденским заливом и Индийским океаном. Нападения хуситов в Йемене на суда, входящие или выходящие из Красного моря, стали большей проблемой, чем пролив Хормуз. Силы под руководством США в Красном море стремятся защитить судоходство в этом районе.
Кто больше всего зависит от пролива
Саудовская Аравия экспортирует больше всего нефти через Ормузский пролив, хотя в последнее время она перенаправляет поставки в Европу, используя трубопровод через королевство к терминалу на Красном море, что позволяет избежать как пролива Хормуз, так и южного Красного моря. ОАЭ могут экспортировать часть своей нефти, не полагаясь на пролив, отправляя 1.5 млн баррелей в день через трубопровод от своих нефтяных месторождений к порту Фуджейра на Оманском заливе. С закрытием нефтепровода в Средиземное море более чем на год, весь экспорт нефти Ирака в настоящее время осуществляется морем из порта Басра, проходя через пролив, что делает его сильно зависимым от свободного прохода. Кувейт, Катар и Бахрейн не имеют другого выбора, кроме как отправлять свою нефть через этот водный путь. Большая часть нефти, проходящей через пролив Хормуз, направляется в Азию, поэтому его закрытие будет менее значимым для сторонников Израиля на Западе.
Прогноз биржевых цен с 12 по 16 августа 2024