Проекты наследного принца Саудовской Аравии подвергают риску экономику страны
Саудовская Аравия переживает самый сложный момент в истории своего экономического преобразования. Спустя восемь лет после того, как наследный принц Мухаммед бен Сальман представил «Видение 2030» — план снижения зависимости от нефти, задержки и сокращения масштабов многотриллионной модернизации обнажают давление на финансы королевства.
В условиях дефицита бюджета на протяжении шести кварталов подряд Саудовская Аравия стала крупнейшим эмитентом международных долговых обязательств на развивающихся рынках. А ее решение о сокращении добычи нефти вместе с другими членами ОПЕК+ в 2023 году не привело к значительному увеличению доходов от экспорта. Рассмотрим ключевые неблагоприятные факторы:
Зависимость от нефтедоллара
Доходы страны от продажи нефти упали примерно на треть по сравнению с уровнем 2022 года, когда нефть марки Brent стоила в среднем почти 100 долларов за баррель из-за начала СВО на Украине. Это негативно сказывается на общей экономической стабильности королевства, которое продолжает тратить средства на масштабные проекты принца Мухаммеда, включая строительство нового города Неом, туристические курорты, футбольные лиги и инвестиции в искусственный интеллект.
«Концепция проходит проверку реальностью, и в нее вносятся коррективы», — говорит Жан-Мишель Салиба, экономист Bank of America Corp., специализирующийся на Ближнем Востоке и Северной Африке. «Это признак зрелости. Я не думаю, что это указывает на то, что концепция теряет свою актуальность».
Банк Goldman Sachs Group Inc. установил, что в первой половине года показатели суверенного риска Саудовской Аравии, учитывающие финансовые и управленческие показатели, ухудшились. В июньском рейтинге Morgan Stanley был сделан аналогичный вывод, согласно которому королевство оказалось в числе «ключевых отстающих стран».
Большие расходы
«Меня больше всего беспокоит то, что увеличение расходов приводит к существенному дефициту, который носит структурный, а не временный или циклический характер», — заявил Джастин Александер, директор Khalij Economics и аналитик GlobalSource Partners.
Растущий долг отражает изменения в финансах Саудовской Аравии за последнее десятилетие. По данным Международного валютного фонда (МВФ), доля государственного долга по отношению к объему производства, хотя и остается низкой по международным стандартам, выросла с 1,5% в 2014 году и к концу десятилетия превысит 31%.
По словам Александера, Саудовская Аравия может привлечь больше внимания на рынке облигаций и со стороны рейтинговых компаний, если этот показатель «будет расти быстрее, чем прогнозировалось».
Рекордный долг
Правительство и другие структуры Саудовской Аравии, включая банки, фонд национального благосостояния и нефтяной гигант Aramco, привлекли в этом году более 46 миллиардов долларов в виде облигаций в долларах и евро. Согласно данным, собранным агентством Bloomberg, это означает, что Саудовская Аравия вытеснила Китай с позиции наиболее активного эмитента на международных рынках облигаций.
«Дефицит бюджета придется продолжать финансировать как за счет внешнего выпуска еврооблигаций, так и за счет внутреннего», — говорит Карла Слим, экономист Standard Chartered Plc.
«Тем не менее, у правительства есть возможность сократить или отложить инвестиции в так называемые гигапроекты, что оно уже и делает», — заявил Джим Крейн, научный сотрудник Института государственной политики Бейкера при Университете Райса в Хьюстоне.
По словам Крейна, поскольку в Саудовской Аравии нет организованной политической оппозиции, нет ничего плохого в том, чтобы свернуть или даже резко изменить правительственный 10-летний план развития.
Растущие обязательства
Внешнее финансовое положение страны находится под давлением, поскольку она наращивает импорт. По прогнозам МВФ, сальдо счета текущих операций, самый широкий показатель торговли и инвестиций, упадет почти до нуля в 2024 году и со следующего года перейдет в дефицит, после того как в 2022 году оно было профицитным и составило 13% ВВП.
По данным Barclays Plc, одним из результатов является «беспрецедентное увеличение» внешних обязательств саудовских кредиторов, учитывая их растущую роль в предоставлении твердой валюты для удовлетворения внутренних финансовых потребностей.
«Местная» ликвидность для саудовских банков остается ограниченной, если судить по процентным ставкам, которые они выставляют друг другу за кредиты. Трехмесячная ставка межбанковского предложения в Саудовской Аравии в этом году в среднем составила рекордные 6%.
МВФ считает, что для сбалансированности бюджета правительству Саудовской Аравии необходимо, чтобы цена на нефть Brent составляла около 100 долларов за баррель, что примерно на 15 долларов выше текущего уровня. Bloomberg Economics оценивает безубыточную цену в 109 долларов за баррель, если учесть внутренние расходы Государственного инвестиционного фонда — фонда национального благосостояния.
Иностранные инвестиции
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) за пределами нефтегазового сектора поступают медленно, что затрудняет реализацию амбиций принца.
Правительство намерено к 2030 году ежегодно привлекать 100 миллиардов долларов ПИИ, что примерно в три раза больше, чем когда-либо. Согласно правительственным данным, чистый приток инвестиций в первом квартале составил около 2,5 миллиардов долларов, что составляет лишь малую долю от цели на этот год.
По данным Конференции ООН по торговле и развитию, в 2023 году объем ПИИ составил всего 12,3 миллиарда долларов, что на 60% меньше, чем в соседних Объединенных Арабских Эмиратах, экономика которых намного меньше.
Отчасти из-за этого рост экономики, не связанный с добычей нефти, — важнейший показатель для правительства, в первом квартале замедлился до самых низких темпов со времен пандемии коронавируса. Это стало одной из причин, по которой МВФ недавно понизил свой прогноз общего экономического роста Саудовской Аравии в этом году до 2,6%. В конце 2023 года он прогнозировал 4%.
Чиновники ожидают, что бюджетные расходы в этом году составят около 333 миллиардов долларов. Это будет меньше, чем в 2023 году, что подчеркивает вновь обретенную осторожность правительства. Но даже в этом случае бюджет королевства будет дефицитным еще долгие годы, а это значит, что, к примеру, Суверенный фонд и Aramco, будут зависеть от многих крупных проектов.
«Самым большим препятствием для Саудовской Аравии остается ее неизменная зависимость от нефти. Несмотря на то, что королевство пыталось поднять цены с помощью ОПЕК+, поставки из других стран препятствовали этим усилиям. Властям необходимо тратить средства, чтобы поддерживать экономику в рабочем состоянии и радовать население, но при этом сохранять достаточную сдержанность, чтобы сдерживать бюджетный дефицит», — считает Зиад Дауд, главный экономист по развивающимся рынкам.
Несмотря на все неудачи и давление, наследный принц полон решимости довести свои проекты до конца, даже если они примут иную форму.
«Преобразования теперь институционализированы», — говорит Карен Янг, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета. «Процесс диверсификации идет полным ходом, и я не вижу больших шансов на отступление».
Новак назвал сроки принятия решения по запрету экспорта бензина