Спрос на нефть будет расти в среднесрочной перспективе

Согласно исследованию агентства Rystad Energy, спрос на нефть продолжит расти в среднесрочном периоде, так как низкоуглеродные источники энергии по-прежнему недостаточно развиты и экономически неконкурентоспособны, чтобы удовлетворить растущий спрос на транспортные и промышленные услуги.

В последнем отчете Rystad Energy о макроэкономических сценариях развития нефтяной отрасли объясняется, что 13 секторов, зависящих от нефти, столкнутся с более сложным процессом энергоперехода, чем ожидалось всего пару лет назад. Эти результаты подтверждают мнение, что спрос на нефть остается высоким, а процесс замены будет сложным и длительным из-за конкурентных преимуществ нефти в различных транспортных секторах и промышленных процессах.

В отчете оценивается динамика спроса на нефть за пятилетний период, технологическая готовность каждого сектора к энергопереходу и нормативная база, способствующая этому переходу. Анализ проясняет влияние важнейших достижений, таких как стремительная электрификация автобусов, железнодорожного транспорта и легковых автомобилей, а также трудности, с которыми сталкиваются другие сектора, не имеющие в доступе конкурентоспособные альтернативные технологии.

«Поскольку, спрос на нефть, вероятнее всего, продолжит расти в среднесрочном периоде, вероятность быстрого перехода от нефти снижается, если только не произойдет прорыв в развитии низкоуглеродных альтернатив, которые смогут заменить нефть с технической и экономической точки зрения. Обновленный среднесрочный прогноз агентства должен придать долю реализма разговорам о переходе к низкоуглеродным источникам энергии, а также возродить необходимость исследовать и еще больше инвестировать (где есть экономический смысл) в чистые технологии и возобновляемые источники энергии, для достижения таких прорывов», – заявил Клаудио Галимберти, глава отдела по исследованию глобального рынка, Rystad Energy.

Рис 1. Текущая динамика и сценарии роста спроса на нефть Источник: Rystad Energy

Перевозки

Примерно четверть мирового спроса на нефть приходится на дорожные пассажирские перевозки, поэтому не удивительно, что внедрение электромобилей, включая аккумуляторные электромобили и подключаемые гибридные автомобили, является ключевым фактором оценки влияния на спрос на нефть. С 2018 года число электромобилей выросло, достигнув 16% от мировых продаж в 2022 году. Однако в прошлом году наступил переломный момент, и доля мировых продажей электромобилей составила всего 19%. Причиной этого стали отсутствие массового рынка электромобилей за пределами Китая, низкое признание товара потребителями в некоторых регионах, недостаточное количество зарядных станций и упразднение льгот в некоторых странах.

Несмотря на эти сложности, Rystad Energy по-прежнему прогнозирует, что электрификация пассажирского автотранспорта возобновится с новой силой во второй половине десятилетия и продолжится далее. Производители автомобилей взяли на себя обязательство в ближайшие годы выпускать десятки миллионов электромобилей, что позволит добиться экономии за счет увеличения масштабов производства. Тем не менее важно отметить, что от некоторых из этих планов пришлось отказаться из-за низкой рентабельности инвестиций. В конечном счете, необходимо решить одну большую проблему – недостаток зарядных станций в районах, где у автовладельцев нет собственных парковочных мест. Эта проблема особенно остро ощущается во многих странах, не входящих в ОЭСР, да и в некоторых странах ОЭСР тоже.

Не только в секторе пассажирского автотранспорта переход на альтернативные источники энергии сталкивается с препятствиями. В секторе большегрузных коммерческих автоперевозок, ожидается увеличение спроса на нефть в соответствии с ростом мировой экономики, особенно в Азии, так как число низкоуглеродных альтернатив все еще ограничено. К примеру, аккумуляторы по-прежнему слишком тяжелы и велики, чтобы поместиться в грузовике Класса 8, но даже если бы они и уместились, их зарядка заняла бы слишком много времени. Замена аккумулятора, процесс, во время которого разряженные аккумуляторы заменяются на полностью заряженные в специализированных пунктах, демонстрирует свою перспективность в Китае, но это малейшая часть от общего числа электрогрузовиков.

Решением могли бы стать зарядка от контактной сети и индукционная зарядка, способы зарядки электромобилей во время движения, но в настоящее время они слишком дорогостоящие. Конечно, Volvo и Tesla начали производство и поставку электрических грузовиков (седельный тягач капотного типа), но их количество все еще невелико и будет оставаться таким в среднесрочной перспективе.

Морская индустрия сталкивается с теми же проблемами, что и большегрузные грузовики. Эффективная и доступная перевозка крупных грузов по морю требует использования топлива с высокой энергоемкостью, безопасное хранение и транспортировку, и налаженные цепочки поставок. Несмотря на то, что такие альтернативы, как аммиак и метанол, могут удовлетворить часть требований, они еще не скоро превзойдут нефть по таким ключевым параметрам, как доступность и энергоемкость. Кроме того, быстрый износ мирового морского флота приведет к замедлению его оборота.

Экологичное авиационное топливо (SAF) – это экологически чистая альтернатива традиционному авиационному топливу. Несмотря на то, что в 2030-х годах и в последующий период использование SAF в авиационной отрасли может значительно вырасти, в ближайшие пять лет оно не окажет существенного влияния на авиацию. Несмотря на обязательства авиакомпаний и программу Corsia Международной организации гражданской авиации (ICAO), к концу этого десятилетия на долю SAF будет приходиться менее 5% спроса на авиатопливо. Это составляет менее 0,4% мирового спроса на нефть.

Автобусам и железнодорожному транспорту не нужно ждать альтернативных вариантов, поскольку они уже доступны и доказали свою высокую эффективность. Тенденция электрификации этих двух секторов в Китае, Индии и Европе сохранится в ближайшие годы благодаря государственной политике. Однако даже если эти сектора будут полностью электрифицированы в течение следующих 15 лет, к 2030 году спрос на нефть уменьшится максимально на 0,5-0,8 миллионов баррелей в сутки, поскольку в данный момент они уже представляют менее 3% от спроса на нефть.

На стационарные секторы, которые включают нефтехимию, промышленность, строительство, потребление энергии, энергетику и сельское хозяйство, приходится 42,3% мирового спроса на нефть по состоянию на 2024 год, и они являются ключевыми компонентами энергоперехода. В нефтехимическом секторе спрос на пластмассы в ближайшие годы будет расти на фоне увеличения численности среднего класса в мире, а сырьем для производства пластмасс будут служить нефть и газовый конденсат. Чтобы снизить спрос на первичное сырье, необходимо увеличить объемы механической и химической переработки. Однако для достижения этой цели необходимы более значительные инвестиции в цепочку поставок вторичной продукции, а также исследования и разработки. Важно помнить, что мировые показатели переработки пластика в настоящее время составляют всего 8% от общего объема потребления пластика, и мало что указывает на то, что к концу десятилетия они могут значительно возрасти.

Спрос на нефть в строительном секторе оказался более устойчивым, чем предполагалось еще несколько лет назад. В регионах, где нет доступа к природному газу, а зимы длинные и холодные, нефть, в виде сжиженного нефтяного газа (СНГ), керосина или газойля, остается наиболее эффективным источником энергии для отопления помещений и нагрева воды. Тепловые насосы, которые обычно очень эффективны для обогрева помещений в более мягком климате, как правило, менее эффективны в очень холодных регионах. Наконец, в странах, которые по-прежнему полагаются на сжигание биомассы для приготовления пищи, к примеру страны Африки к югу от Сахары, сжиженный газ может стать более чистым источником энергии, что может привести к увеличению потребления нефти на 1,5 миллиона баррелей в сутки.

Высокая энергоемкость необходима в промышленном секторе для достижения высоких температур, необходимых для выплавки стали, производства цемента, нефтехимической деятельности и нефтепереработки. Несмотря на то, что водород считается наиболее перспективной низкоуглеродной альтернативой, он вряд ли составит нефти конкуренцию в ближайшие пять лет из-за высокой стоимости и отсутствия развитой цепочки поставок.

Рис 2. Мировой спрос на нефть по секторам в 2024 году Источник: Rystad Energy

Исследование Rystad Energy подтверждает, что спрос на нефть остается высоким, и потребуется время и ресурсы, чтобы переключить основные фонды, связанные с ее потреблением. Оно также напоминает о важности понимания всей энергетической системы в целом, а не только нефтяной. Снижение глобальных выбросов в среднесрочной перспективе все еще возможно, если в других секторах энергетики будут более быстрыми темпами внедряться экологически чистые технологии и возобновляемые источники энергии. В этом контексте быстрое внедрение солнечных фотоэлектрических систем в производство электроэнергии, вытесняющих уголь, привело именно к этому за последние несколько лет. В результате, несмотря на растущий спрос на нефть, быстрое сокращение глобальных выбросов все еще остается в пределах досягаемости.

В Ростовской области создадут нефтеперерабатывающий завод к 2033 году

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Прогноз цен на природный газ на 2025 год
Прогноз цен на природный газ в 2025 году остается осторожно-оптимистичным, на него влияют тенденции мирового спроса, ограничения предложения и неопределенность, связанная с погодными условиями.
Александр Новак провел встречу с гендиректором Организации стран — экспортеров нефти (Видео)
Россия нацелена на дальнейшее развитие взаимодействия с ОПЕК. Об этом сегодня заявил вице-премьер Александр Новак на встрече с генеральным директором Организации стран-экспортеров нефти, которая состоялась в Москве.