OPEC. Экономика России от 14 мая 2024
Устойчивый темп роста на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4К23 демонстрирует признаки продолжения и в 2024 году. Хотя валовое накопление капитала было основным фактором роста в 4К23, ранние индикаторы указывают на рост доходов и рост потребительских расходов в 1К24. Потребление домохозяйств выросло на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4К23, а валовое накопление капитала выросло на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за тот же период.
Розничные продажи в марте зафиксировали рост на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года после увеличения на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в феврале и на 9,4% в январе. Это связано с тем, что безработица продолжает снижаться с декабря: в марте уровень безработицы составил 2,7% по сравнению с 2,8% в феврале и 2,9% в январе.
Последние данные показывают, что торговый баланс России улучшился. Экспорт в феврале составил $30,3 млрд, восстановившись после падения до $28,0 млрд в январе, хотя и ниже декабрьского уровня в $38,6 млрд. В то же время импорт вырос до $22,6 млрд в феврале по сравнению с $21,3 млрд в январе, хотя все еще ниже декабрьского уровня в $27,9 млрд. Общий профицит торгового баланса увеличился до $7,7 млрд в феврале с $6,8 млрд в январе, но остался ниже декабрьского показателя в $10,8 млрд.
Российское правительство сохранило субсидируемую ставку по ипотечным кредитам на уровне 8%, что составляет половину официальной ставки Резервного центрального банка. Эта политика продолжает стимулировать внутренний спрос на недвижимость, вызванный ростом доходов домохозяйств. По данным Федеральной службы государственной статистики, цены на жилье в 1К24 выросли на 19,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является значительным скачком по сравнению с годовым ростом на 1,75%, наблюдавшимся в 2023 году. Однако при более внимательном рассмотрении резкий рост цен на жилье в основном связан с роскошным жильем. сегмент в крупных городах, поскольку покупатели стремятся застраховаться от постоянной инфляции. Напротив, рост цен в новом и вторичном сегментах стандартных квартир остался ниже недавнего инфляционного тренда.
Интеллектуальная собственность сохранила тенденцию роста, но более медленными темпами в марте, продемонстрировав рост на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это меньше, чем рост на 8,5% в феврале и на 4,7% в январе. Производство остается основным драйвером роста интеллектуальной собственности, увеличившись на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в марте, хотя это ниже устойчивого роста на 13,5%, наблюдавшегося в феврале, и 7,6% в январе.
В марте инфляция в России осталась стабильной на уровне 7,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, совпав с февральским уровнем и продемонстрировав небольшой рост по сравнению с январскими 7,4%. Базовая инфляция, которая не включает цены на продукты питания и энергоносители, имела тенденцию к росту, достигнув 7,8% в годовом исчислении в марте по сравнению с 7,6% в феврале.
Центральный банк России (ЦБ) сохранил ключевую процентную ставку на уровне 16% в апреле пятый месяц подряд. Сохраняющаяся высокая инфляция в основном объясняется сохраняющейся высокой долей импортных товаров, особенно в секторе потребительских товаров. Ситуация усугубляется ростом доходов домохозяйств, незакрепленными инфляционными ожиданиями, вызванными волатильностью обменного курса, и внешним давлением.
График 3–17: Инфляция в России в сравнении с процентной ставкой
Ближайшие ожидания
Ожидается, что уверенный рост российской экономики в 4К23 сохранит динамику, особенно в 1П24. IP, хотя и продемонстрировал небольшое замедление в марте, остается ключевым драйвером роста. Ожидается, что потребительские расходы продолжат рост из-за низкого уровня безработицы и роста заработной платы, при этом данные розничных продаж за 1К24 указывают на уверенный рост. Хотя рост цен на жилье представляет собой потенциальный риск для инфляции и может подорвать эффективность политики ЦБ, они также указывают на увеличение расходов и спроса.
Ожидается, что ключевая процентная ставка сохранится на уровне 16%. Поскольку инфляция во многом обусловлена структурными факторами, включая значительную долю импорта по отношению к растущему спросу, потенциальное снижение инфляции может быть обусловлено быстро расширяющимся производственным сектором в России и увеличением экспорта из развивающихся стран-партнеров, особенно Китая. Политические меры, направленные на устранение волатильности обменного курса и поощрение инвестиционного цикла, также, вероятно, усилят эту тенденцию.
Поквартальный рост экономики, по прогнозам, составит 3,4% в годовом исчислении в 1К24 и 2,8% в годовом исчислении во 2К24, а затем потенциально замедлится до 1,8% в 3К24 и 1,5% в 4К24 в годовом исчислении. Ожидается, что в 2025 году темпы роста продолжат замедляться, составив в среднем 1,4% в год, поскольку потребление домохозяйств замедляется.
Индексы PMI для обрабатывающей промышленности и услуг немного снизились, хотя оба остались в зоне роста.
Глобальный производственный индекс S&P снизился до 54,3 в апреле по сравнению с 55,7 в марте и 54,7 в феврале.
Аналогичным образом, PMI в сфере услуг снизился до 50,5 в апреле с 51,4 в марте и 51,1 в феврале.
График 3–18: PMI России
Учитывая высокие темпы роста в 4К23, указывающие на перенос эффектов на 1П24, прогноз экономического роста России в 2024 году был пересмотрен в сторону повышения на 0,3 п.п. до 2,3%.
Однако ожидаемое замедление темпов во 2П24 оставляет прогноз экономического роста на 2025 год неизменным на уровне 1,4%.
Таблица 3-10: Темпы экономического роста России и их пересмотр, 2024–2025*, %
OPEC. Экономика России от 11 апреля 2024