06 May 2024, 13:49
Переломный момент для экономики еврозоны
Экономика еврозоны ждет значительной поддержки от своих собственных потребителей, чтобы ее долгожданный подъем наконец-то стал более конкретным. При рекордно высокой занятости, стремительном росте заработной платы и инфляции, близкой к 2%, у людей есть все условия для того, чтобы выходить из дома и тратить деньги.
Опросы предпринимателей начали вселять некоторую надежду, и Каве Немати, предприниматель розничной торговли из Франкфурта, считает, что массовое возвращение покупателей – это всего лишь вопрос времени.
«Вы должны сохранять позитивный и оптимистичный настрой – все остальное означает сдаться», – говорит Немати, владелец небольшого бутика в городском районе Норденд и глава местной торговой ассоциации. «В какой-то момент потребителям придется сказать: «Мы уже достаточно сэкономили». Мы надеемся, что тогда начнется цепная реакция».
Экономический подъем в 2024 году – это лучший шанс для еврозоны «отчертить» многолетние потрясения, начиная от пандемии и заканчивая последовавшим за ней кризисом стоимости жизни. И поскольку производство по-прежнему находится в упадке, чиновники рассчитывают на то, что расходы домохозяйств будут стимулировать экономический рост.
Пока что данные свидетельствуют о том, что в первом квартале этого не произошло. Хотя данные, опубликованные на прошлой неделе, показали, что еврозона вышла из рецессии и четыре ее крупнейшие экономики выросли больше, чем ожидалось. Картина потребления была неоднозначной, поскольку Германия и Италия по-прежнему страдают от слабого внутреннего спроса.
Однако французские домохозяйства стали тратить больше, и в последнее время появились некоторые намеки на то, что восстановление потребительского спроса может произойти.
Активность в секторе услуг еврозоны в апреле достигла 11-месячного максимума, и в понедельник данные были пересмотрены в сторону повышения после значительного улучшения результатов во Франции. S&P Global, проводящая опросы предпринимателей, заявила, что рост заказов указывает на то, что этот импульс может сохраниться.
Голландский гигант розничной торговли Ahold Delhaize NV, владелец сети супермаркетов Albert Heijn BV, в феврале оптимистично оценил перспективы европейского потребительского спроса после того, как в четвертом квартале впервые за более чем два года были зафиксированы положительные объемы продаж различных брендов Ahold Delhaize.
«Сейчас для нас решающий момент», – сказал Антонио Эспаса, главный экономист Santander CIB по Европе, который в качестве факторов, определяющих спрос во втором полугодии и в последующий период, называет рост заработной платы, снижение инфляции и перспективу снижения процентных ставок Европейским центральным банком (ЕЦБ).
Со своего рабочего места в Боадилья-дель-Монте, городке к западу от Мадрида, Эспаса хорошо представляет себе, как может выглядеть такое восстановление.
«В Испании наблюдается более активное создание рабочих мест, чем в других странах, реальные доходы населения растут быстрее», – сказал он. «В то же время население Испании значительно увеличивается. Это очень важно для потребления. Больше людей приезжает, значит, больше людей тратит».
По прогнозам экономистов, опрошенных Bloomberg, темпы роста частного потребления в Испании будут вдвое выше, чем в еврозоне, и почти такими же, как в США, где оно помогает экономике расти значительно быстрее.
Если подобное повторится во всем регионе, это будет означать восстановление, которого чиновники ЕЦБ давно ожидали и прогнозировали, постоянно переоценивая рост частного потребления. Их последние прогнозы, сделанные в марте, все еще могут быть слишком оптимистичными.
Эспаса прогнозирует рост всего на 0,7% в этом году, при том, что средняя оценка экономистов составляет 1%. Оба показателя ниже 1,2%, прогнозируемых сотрудниками Центрального банка.
Попытки воздействовать на психику непостоянных потребителей региона уже давно стали главной целью ЕЦБ. Председатель ЕЦБ Кристин Лагард недавно назвала поведение домохозяйств самым большим различием между европейской и американской экономиками, подчеркнув щедрые меры стимулирования со стороны Вашингтона в связи с пандемией и меньшую обеспокоенность кризисами на Ближнем Востоке и Украине.
«Это касается финансов, это касается энергетики, и это естественная тенденция американских потребителей быть уверенными в том, что они будут тратить, а не экономить так много», – сказала она CNBC.
Именно в Германии, крупнейшей экономике Европы, рост потребления будет иметь наиболее существенное значение. Местные домохозяйства были одними из самых осторожных в регионе, обеспокоенных последствиями СВО на Украине для бизнес-модели, основанной на дешевом газе, и политической нерешительностью правительства.
Но даже там ситуация начинает улучшаться. Президент института Ifo Клеменс Фуэст в прошлом месяце в интервью Bloomberg Television заявил, что расходы домохозяйств могут способствовать экономическому росту во втором квартале. «То, чего мы так долго ждали, похоже, уже наступает», – сказал он.
В пятницу экономисты Deutsche Bank AG повысили свой прогноз на 2024 год, прогнозируя рост на 0,3% вместо сокращения на 0,2%, заявив, что частное потребление должно восстановиться более быстрыми темпами, чем они первоначально прогнозировали. Между тем, согласно пресс-релизу, опубликованному в понедельник, показатель потребительских ожиданий, составленный немецкой федерацией розничной торговли HDE, вырос до самого высокого уровня с ноября 2021 года.
Что простимулирует и поддержит такие расходы, так это то, что люди будут более уверенно чувствовать, что экономический фон становится менее волатильным.
«Ничто в этих данных не свидетельствует против значительного роста потребления», – сказал Рольф Бюркль, руководитель отдела компании NIM, которая проводит исследования потребительского доверия в странах, включая Германию. «Но существует сильный психологический фактор, который часто недооценивается, — неопределенность. Это важно, как для потребительских расходов, так и для инвестиций в бизнес».
После многих лет отрицательных процентных ставок перспектива снова заработать деньги для простых сбережений также оказывает давление на потребительский спрос. В то время как общий объем депозитов рос медленнее, чем обычно, с тех пор, как начала расти инфляция, вклады, предлагающие более высокие проценты на более длительный срок, в Германии выросли почти в десять раз, а также заметно выросли в других странах.
Поскольку ЕЦБ готовится снизить стоимость заимствований, некоторые стимулы к экономии исчезнут, что может привести к росту расходов. Чиновники заявили о своем намерении снизить ставку на четверть процентного пункта в июне, хотя Лагард пока воздержалась от дальнейших послаблений.
Во Франкфурте еще не скоро начнется новый торговый бум. Прогуливаясь по Бергерштрассе, самой длинной торговой улице города, Немати указывает на магазин аксессуаров для дома, который скоро закроется.
Бутики пытаются заманить покупателей значительными скидками. Другие магазины сокращают часы работы, и слишком много витрин уже давно пустуют.
«Долгое время мы ждали, что бизнес вернется к тому уровню, который был до пандемии, хотя я все больше убеждаюсь, что этого не произойдет», – сказал он. «Но надежда остается».
Китайская Sinopec намерена покупать СПГ с канадского завода