Нефть на экспорт, а НПЗ на ремонт: рассказываем, откуда в Красноярске дефицит топлива
В Красноярском крае продолжают повышаться цены на бензин, а также сохраняется дефицит топлива — в основном дизельного. «Проспект Мира» пообщался с главным редактором профильного издания «Нефть и Капитал» Владимиром Бобылевым о причинах дефицита и роста цен и узнал, когда это все закончится.
По словам Владимира Бобылева, текущая ситуация с топливом в России (в том числе, и в Красноярском крае) — последствия сразу нескольких проблем. Совпал сезон активных сельхозработ, где используется очень много топлива, ремонты нефтеперерабатывающих заводов и санкции.
Бобылев уточнил, что график ремонтов НПЗ утверждается в Минэнерго, поэтому к этому ведомству должны возникнуть вопросы — как так вышло, что совпали по срокам работы сразу на нескольких предприятиях.
«Возможно, имеет смысл как-то разносить эти графики по времени, чтобы не выходило из плановой работы сразу большое количество перерабатывающих мощностей, и как-то графики эти публиковать, потому что на рынке не знают, когда какие НПЗ будут ремонтироваться, поэтому что-то спрогнозировать и сделать какие-то запасы сложно», — заметил Владимир.
Санкции, продолжает эксперт, косвенно стали причиной сокращения объемов топлива на внутреннем рынке.
«У России была задача остаться на рынке нефти и нефтепродуктов, были предприняты масштабные усилия по тому, чтобы российские нефтепродукты все-таки продавались на внешних рынках, потому что для бюджета это выполнение задач по получению нефтегазовых доходов. Получается палка о двух концах: с одной стороны, хорошо, что российские нефтепродукты пробиваются на внешние рынки, принося доход, а с другой — из-за того, что продавать на экспорт выгоднее, большая часть продукта уехала за рубеж, на внутреннем рынке возник дефицит».
Также Бобылев отметил, что с 1 сентября государство урезало демпферные выплаты для нефтяных компаний страны.
Демпферные выплаты — субсидия для нефтяников, которой государство компенсирует разницу между ценой нефтепродуктов на внешнем рынке и внутреннем. Это нужно, чтобы у нефтяных компаний был стимул продавать нефть не только за рубеж, но и на внутренний рынок.
Демпферные выплаты с начала осени сократились вдвое, соответственно, нефтяникам стало невыгодно торговать нефтью внутри страны.
В ближайшие месяцы, прогнозирует Бобылев, ситуация с дефицитом и ценами сильно не улучшится. Стабилизацию можно будет заметить только после окончания сельхозработ и завершения ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. Либо, по мнению эксперта, государству нужно вводить меры по контролю цен и количеству топлива, отпускаемому на внутренний рынок.
Владимир Бобылев отмечает, что проблемы на топливном рынке могут привести к проблемам в отраслям, неразрывно с ним связанных. Например, у агропромышленников, которые сейчас много денег тратят на топливо, могут возникнуть проблемы с заготовкой посевной базы на следующий сезон, а у перевозчиков — проблемы с выпуском транспорта.
- В конце июля на АЗС подскочили цены. Тогда на некоторых станциях бензин подорожал от 2 до 5 рублей. Депутат заксобрания Александр Глисков заподозрил ценовой сговор и попросил надзорные органы разобраться в этом.
- Прокуратура и УФАС проверили цены и заявили, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования или возбуждения уголовного дела нет. Органы также не усмотрели сговора.
- По данным Красноярскстата, с 24 июля по 4 сентября в Красноярском крае бензин в среднем подорожал всего на 1,21 рубля, жители замечали рост цен на 1-2 рубля в течение нескольких дней.
- Красноярская сеть заправок «КНП» заявляла, что в крае нет и не будет дефицита бензина. До этого они сами прогнозировали проблемы с топливом.
Прогноз биржевых цен на 20 сентября 2023