«Объемы морских перевозок увеличиваются несмотря на кризис»
Начальник управления эксплуатации флота ОАО «Совкомфлот» Андрей Бабаханов рассказал на международной конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ» о тенденциях рынка морских перевозок нефти и нефтепродуктов. Некоторые вопросы, освещенные в его докладе, Oil.Эксперт публикует в интервью.
— Какова сейчас динамика фрахтовых ставок на рынке?
— В данный момент динамика отрицательная. Рынок существенно падает, соответственно, судовладельцы работают ниже своей себестоимости. Перевозка на всех маршрутах не окупается. В лучшем случае судовладелец закрывает свои текущие расходы на эксплуатацию. На мой взгляд, такая тенденция будет сохраняться до второго полугодия 2010 года.
— По каким направлениям компания осуществляет перевозки?
— Здесь сложно назвать определенные направления. У нас примерно 20% всего флота сосредоточено на обслуживании экспортных потоков из России. В основном наши заказчики — это ведущие нефтяные компании России и мира. Например, в настоящее время до 90% перевозок нефтепродуктов для компании «СтатойлГидро» в Норвегии осуществляет «Совкомфлот». Мы также обслуживаем грузопотоки нефти и нефтепродуктов для международных нефтяных компаний Shell, ВР, Total, СоnocoPhillips, Petrochina, Chevron, Exxonmobil и других. Определенно доминирующих направлений нет, мы работаем по всему миру. Может быть, около 70% судов работает в западном полушарии и 30% в восточном. Это еще и специфика судов, у нас флот молодой, средний возраст флота не превышает 7 лет, и спрос на него высок именно в западном полушарии.
— Насколько активно работаете с нефтегрузами из России?
— В основном мы обслуживаем грузопотоки нефти из портов Приморска, Новороссийска (в том числе КТК), Мурманска (ПНХ Белокаменка) и нефтепродуктов из портов Витино, Мурманска, Туапсе, включая постановку судов-накопителей для перевалки нефти и нефтепродуктов в районе портов Кронштадта и Керчи. Нашими грузовладельцами являются отечественные нефтяные компании ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР». В 2008 г. совместно с ОАО «ЛУКОЙЛ» организована уникальная морская транспортная магистраль в Арктике. Три танкера-челнока ОАО «Совкомфлот» на постоянной основе доставляют нефть с месторождения Варандей на танкер-накопитель ПНХ Белокаменка в Мурманске.
В дальневосточном регионе осуществляем челночные перевозки нефти для компании Exxonmobil в рамках проекта Сахалин-1.
— Каковы ваши планы по обновлению и развитию флота?
— В течение этого и следующего года нам остается принять в эксплуатацию 20 судов, которые заказывались в 2006-2008 годах. После этого, активно сосредоточимся на развитии нишевых рынков – это буксирный флот, суда снабжения для морских индустриальных проектов на Сахалине и суда-бункеровщики. И общий подход – давать приоритет российским верфям сегодня. Тем более, наши верфи могут строить суда небольшие, дедвейтом до 70000 тонн, а для российского рынка крупных судов и не требуется. На отечественных верфях планируем как раз строить вспомогательный флот. Возможно, в перспективе будем строить больше танкеров серии ЭлАр-1 и ЭлАр-2 грузоподъемностью 70 и 100 тыс. тонн соответственно для перевозки светлых нефтепродуктов. Кстати, существенный рост заказов на верфях на суда-продуктовозы – это общемировая тенденция.
— Какие общие тенденции наблюдаются сейчас в сфере перевозки нефти и нефтепродуктов?
— В сфере перевозки нефти и нефтепродуктов, как и в сфере добычи и переработки, тенденции положительные. В частности, строительство новых НПЗ в Китае ведется с учетом дополнительных объемов нефти из Персидского залива, Западной Африки, Венесуэлы, Казахстана и России. Развитие нефтеперерабатывающих мощностей в Азии также должно способствовать росту объемов перевозок нефти и производимых нефтепродуктов морским транспортом начиная с 2010 г. Растет объем перевозок на межазиатских маршрутах: Южная Корея, Сингапур, Япония, Дальний Восток, Индия, Китай, Юго-Восточная Азия.
Ожидается дальнейшее увеличение расстояний морских перевозок нефти и нефтепродуктов. Также мы рассчитываем, что в 2010 г. фрахтовые ставки опять пойдут вверх. Хотя состояние ставок напрямую зависит от общего состояния мировой экономики.
Сейчас списание однокорпусных судов происходит не очень интенсивно. Но уже в будущем году мы ожидаем ускорения списания однокорпусного тоннажа при продолжающемся значительном объеме ввода в эксплуатацию новых судов, заказанных до середины 2008 г.
— Как эта ситуация повлияет на цены приобретения танкеров?
— В первом полугодии 2009 года цены на суда упали на 17-23% от пиковых значений, которые были достигнуты в июле 2008 г. Сейчас цены соответствуют уровню 4 квартала 2004 года, и продолжают снижаться. В течение ближайших 6 месяцев мы ожидаем падения цен на суда еще примерно на 15-20%. На подержанные суда цены упали еще больше, на 47% и сейчас находятся на уровне второго квартала 2004 г. К концу года мы ждем снижения цен до уровня 2002 года. Но это будет сильно зависеть от состояния фрахтового рынка на нефтепродукты.
В любом случае объем заказа судов на международных верфях будет ограничен в 2009-10 гг в связи с рецессией мировой экономики. Кроме того, рецессия может продлиться дольше ожиданий и затронуть 2011-2012 гг.