Желающих возить российскую нефть прибывает: европейские танкеры не сдаются
Флот танкеров, готовых перевозить российскую нефть, растет. Операторы флота ожидают снижения премиальных из-за конкуренции. При этом греческих танкеров, которые обязаны придерживаться ограничений потолка цен, на маршрутах экспорта российской нефти и нефтепродуктов меньше не становится. С одной стороны, львиная доля объемов торгуется по-прежнему дешевле ограничений и экспорт в последние месяцы рос. С другой — на фоне отказов в регистрации и страховании судов серого флота греческие судовладельцы предоставляют гарантированные перевозки.
Фрахтовые надбавки за перевозку российской нефти исчезнут, так как на рынок выходит все больше игроков. Об этом изданию Dagens Naeringsliv сообщил директор по стратегии Fractal Shipping Карл Мартин Найгаард. Эта норвежско-швейцарская компания появилась в прошлом году и через свое подразделение в ОАЭ создала танкерный флот из 23 танкеров. По данным АИС, в начале июня две трети из них занимаются перевозкой российской нефти и нефтепродуктов.
По данным Dagens Naeringsliv, молодой судовладелец всего за несколько месяцев перевез российской нефти на 30 млрд норвежских крон ($ 2,7 млрд).
Торговля российской нефтью представляет собой выгодную возможность для готовых рисковать судоходных предпринимателей, как это было во время кризиса с сомалийским пиратством более десяти лет назад, утверждает Карл Мартин Найгаард.
Ранее исполнительный директор Fractal Shipping Мэтью Филипп, хорошо известный в отрасли, рассказывал Reuters о том, что идея создать компанию зародилась у него еще полтора года назад, так как он ставил на рост ставок фрахта после общемирового выхода из пандемийных ограничений. А в середине 2022 года собственники Fractal Shipping, которые только купили много танкеров, попросили его зайти в бизнес по перевозке российской нефти.
«Нам дали много танкеров в августе и сентябре. Наши патроны хотели, чтобы мы вошли в бизнес и использовали возможности России», — сказал Мэтью Филипп.
Fractal Shipping — одна из трех новых компаний, которые в прошлом году ворвались на рынок перевозок нефти и устроили фурор количеством танкеров, которые повезли российское сырье. Самая известная из них — индийская Gatik Ship Management, которая менее чем за год купила более полусотни танкеров на сумму около $ 1,4 млрд.
По данным Vortexa на конец апреля, в перевозке российской нефти и нефтепродуктов участвуют около 500 танкеров. А судовые брокеры тем временем продолжают фиксировать существенные продажи старых танкеров неизвестным покупателям. Так, например, по данным еженедельных отчетов Banchero Costa, с начала мая анонимные судовладельцы приобрели 17 танкеров класса «Афрамакс» и «Суэцмакс», которые используют для перевозки российской нефти, на сумму более $ 500 млн. Возраст самого «пожилого» судна при этом составил 22 года.
В этой ситуации остаются устойчивыми позиции греческих судовладельцев. Судя по данным АИС судов и спискам танкеров компаний Греции, количество танкеров на перевозках сырья из России не изменилось с марта и остается в начале июня на уровне более 80. Изменился только лидер по количеству предоставляемых судов. Место Minerva Marine занял TMS Tankers. Его количество танкеров на маршрутах по экспорту российской нефти выросло до 30. Всего в перевозках участвует восемь крупных греческих судовладельцев.
Их доля в российском нефтяном экспорте достигает не менее 25%. А общее количество танкеров по-прежнему превышает флот «Совкомфлота», который составляет около 60 судов класса «Афрамакс» и «Суэцмакс». Остальные суда под перевозки российского сырья предоставляют ближневосточные судовладельцы или серый флот — так называют старые танкеры, установить конечных владельцев которых практически невозможно.
С одной стороны, греческие собственники, будучи компаниями ЕС, обязаны соблюдать потолок цен. С другой — российская нефть по-прежнему торгуется ниже лимита, а греческие танкеры предоставляют полностью легальные для Запада перевозки застрахованными судами.
Очевидно, с этим в том числе связана стабильность участия греческого флота. У серого флота рисков больше. Ранее, весной, у танкеров индийской Gatik начали отзывать регистрацию судов, в том числе в Lloyd’s, и прекращать страхование на западном рынке. В результате танкеры переводят под флаги Габона и Монголии и даже, как сообщает Reuters, меняют собственника.
Эксперты считают, что новые малоизвестные владельцы танкеров, которые перевозят российскую нефть, могут быть связаны с российскими компаниями или трейдерами. Таким образом они могут гарантировать сохранение перевозок и за счет маржи и фрахта скрывать часть стоимости сырья.
При этом ставки фрахта, очевидно, действительно снижаются. По крайней мере, по данным Минфина России, скидка на российскую нефть снизилась в мае до $ 22 за баррель, тогда как зимой во время переориентации потоков она доходила до $ 35. Вице-премьер Александр Новак докладывал президенту, что одна из причин высокого дисконта — высокие ставки фрахта, которые устанавливают судовладельцы из-за рисков вторичных санкций и протяженности новых маршрутов. Они увеличились в среднем в четыре раза. Если круговой рейс в Северо-Западную Европу из балтийских портов занимал до двух недель, то в Индию — два месяца.
Прогноз биржевых цен на 8 июня 2023