Венгерская MOL начала использовать на своем НПЗ азербайджанскую нефть вместо российской
Венгерская компания MOL начинает использовать азербайджанскую нефть для производства различных видов топлива на своем НПЗ в Братиславе в связи с запретом на торговлю российскими нефтепродуктами, вступившим в силу в Евросоюзе 5 февраля. Как сообщила в понедельник пресс-служба компании, партия нефти сорта Azeri Light будет доставлена на завод в Братиславе с месторождений Азери — Чираг — Гюнешли (АЧГ) на шельфе Каспия, в разработке которых MOL принимает участие в составе международного консорциума.
Сначала нефть поступила с шельфового месторождения на Сангачальский терминал вблизи Баку, а оттуда была перекачана в турецкий порт на Средиземном море по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан, среди акционеров которого также присутствует MOL. «Из порта Джейхан в Турции танкером Seavelvet в порт Омишаль в Хорватии были доставлены 90 тыс. тонн сырой нефти, которая будет транспортирована по Адриатическому трубопроводу на НПЗ компании Slovnaft (дочернее предприятие MOL — прим. ТАСС) в Словакии», — уточнила венгерская компания. Она отметила, что поставки азербайджанской нефти на НПЗ в Братиславе позволят ей создать новую производственную цепочку от добычи сырья до продажи готовых нефтепродуктов.
«Нефть из нового источника укрепит устойчивость и гибкость группы MOL, что особенно важно после вступления в силу санкций ЕС в отношении экспорта нефтепродуктов российского происхождения», — пояснила компания. Она считает своим приоритетом «повышение гибкости при поиске источников поставок нефти» в условиях санкционной политики ЕС.
В то же время MOL пообещала продолжать импортировать российскую нефть по трубопроводу «Дружба», поскольку «лучший способ гарантировать безопасность поставок топлива в Центральной и Восточной Европе заключается в том, чтобы найти и обеспечить альтернативные маршруты при сохранении традиционных каналов поставок».
MOL продолжает производить нефтепродукты из российского сырья, но может использовать их только внутри страны, а не отправлять на экспорт. Как поясняло в свое время Министерство энергетики, «правительство добилось для Венгрии временного исключения относительно санкций, касающихся поставок нефти по трубопроводам, поэтому переработка и сбыт продукции российского происхождения внутри страны по-прежнему возможны, однако торговля с другими странами разрешена только продукцией нероссийского происхождения».
О компании MOL
MOL отметила, что переработка азербайджанской нефти на НПЗ в Братиславе начнется в апреле. На этом предприятии, которое до сих пор использовало в основном российскую нефть, поступающую по трубопроводу «Дружба», уже «успешно протестированы несколько сортов нефти с Ближнего Востока и из Каспийского региона», сообщила компания. Однако, добавила она, переработка нефти с месторождения, в число собственников которого входит сама MOL, является «еще одним важным этапом».
«Группа MOL осознает свою роль в обеспечении надежности поставок в регионе, поэтому мы особенно рады возможности внести свой вклад в снабжение Восточной и Центральной Европы собственной нефтью», — заявил управляющий директор подразделения переработки и сбыта компании Габриэль Сабо. В свою очередь управляющий директор MOL по разведке и добыче Жомбор Мартон заявил, что поставки азербайджанской нефти для использования на НПЗ в Братиславе стали еще одним подтверждением того, что решения о вхождении в консорциумы по добыче на месторождении АЧГ и по эксплуатации трубопровода были правильными.
MOL считает, что в перспективе азербайджанская нефть может быть использована также на ее НПЗ в Сазхаломбатте в Венгрии. Третий принадлежащий ей нефтеперерабатывающий завод находится в Хорватии. Участие в проекте АЧГ дает MOL 15% общего объема добычи компании и 25% ее запасов углеводородов. Компания ведет добычу сырья в 8 странах и занимается геологоразведкой в 10 странах.
На предприятиях компании в 30 странах работают 25 тыс. человек, ей принадлежат около 2,5 тыс. автозаправочных станций в 10 странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Прибыль группы MOL до вычета налогов и учета амортизации составила в прошлом году $4,7 млрд, увеличившись почти на $1,2 млрд в годовом исчислении.
Прогноз биржевых цен с 20 по 24 марта 2023