Российская нефть может вернуться на рельсы из-за загруженности трубопровода ВСТО
Российские нефтяные компании могут возобновить железнодорожные перевозки нефти на Дальний Восток. Такой маршрут почти не использовался с 2016 года, когда был запущен нефтепровод ВСТО-2 (Восточная Сибирь—Тихий Океан). Для нефтяников поставки по железной дороге в Китай из-за санкций ЕС становятся выгодней, чем морские перевозки через порты на Балтике
На Восточном полигоне железных дорог могут возобновиться перевозки нефти в направлении тихокеанских портов. В конце сентября пробную партию сырья «Газпром нефт и» в направлении порта Козьмино в Приморском крае отправила структура «Транснефти» — «Транснефтепродукт», сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Argus. Возвращение нефтяных грузов на рельсы может осложнить положение угольщиков, которые экспортируют уголь через порты — перевозка нефти по железной дороге оплачивается выше, чем перевозка угля.
По данным Argus, нефть была отправлена 25 сентября со станции Зуй в Иркутской области в порт Козьмино в Приморье, до морского терминала она дошла 3 октября. Источники, знакомые с ситуацией, рассказали, что схема поставок согласовали с «Транснефтью», а нефть поставлялась из ее трубопроводной системы. В «Транснефти» и «Газпром нефти» ситуацию не прокомментировали.
До 2015 года для поставок нефти в направлении Китая и тихоокеанских портов использовались железнодорожные маршруты через станции Зуй и Мегет в Иркутской области и от станции Сковородино в Амурской области. В 2015 году запустили вторую очередь нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО-2, трубопровод от Сковородино до наливного терминала Козьмино около Находки). Проектная пропускная способность ВСТО-1 от города Тайшета в Иркутской области составляет 80 млн тонн в год.
30 млн тонн из них уходит по трубе в Китай по ответвлению из Сковородино. 11 млн тонн в год поставляется на Комсомольский и Хабаровский нефтеперерабатывающие заводы. Оставшаяся нефть — до 40 млн тонн в год — идет по ВСТО-2 на экспорт через Козьмино. С 2016 года спрос на перевозку нефти в цистернах сошел на нет из-за дороговизны такого способа транспортировки. Железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые ранее проходило до 15 млн тонн нефти в год, были частично законсервированы.
Собеседники на рынке отмечают, что часть железнодорожных станций уже вернулась к работе в последние два месяца. В частности, возобновила работу станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино. По словам источников газеты, это связано с нехваткой трубопроводных мощностей.
Президент «Транснефти» Николай Токарев отмечал в сентябре, что система ВСТО работает на максимальной мощности из-за роста поставок в Азию, в августе экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино был рекордным — 887 000 баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Увеличить пропускную способность ВСТО-2 до Козьмино удалось летом, с помощью специальных противотурбулентных присадок. По оценкам правительства, это позволит прокачивать дополнительно 7 млн тонн в год, в отрасли назвали эти оценки слишком оптимистичными.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков оценил предельный объем отправок нефти в Козьмино по железной дороге в 4 млн тонн в год. По его словам, проблема не в пропускной способности Козьмино, а в пропускной способности Восточного полигона. Эксперты Argus назвали возможным объем поставок нефти в Козьмино по железной дороге в 7 млн тонн в год.
В результате санкций Евросоюза для российских нефтяников вырастет стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Для объемов, которые планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать более выгодной, чем отгрузка в танкер на Балтике и 40-дневная транспортировка. Источники газеты отметили, что препятствиями для развития этого маршрута станут отсутствие скидок от РЖД, высокая загруженность Восточного полигона и нехватка цистерн для перевозки нефти. В РЖД отказались от комментариев.
Прогноз биржевых цен с 3 по 7 октября 2022