OPEC. Экономика России от 15 августа 2022
OPEC. Экономика России от 15 августа 2022
ВВП сократился на 4,9% в годовом исчислении в июне после сокращения на 4,3% в мае. Общий индикатор Oxford Economics (состоящий из пяти основных показателей: сельское хозяйство, строительство, промышленное производство, розничная торговля и транспорт) сократился на 4,5% г/г в июне после ухудшения на 3,4% г/г в мае, в основном из-за спада розничных продаж. Строительство и сельское хозяйство продемонстрировали рост. Сокращение промышленного производства в июне в целом не изменилось и составило 1,8% г/г с 1,7% г/г в мае. Тем не менее, это стало третьим и самым резким падением промышленной активности с февраля 2021 года, отражающим снижение объемов производства.
Данные по розничной торговле за июнь показали, что расходы домохозяйств по-прежнему нестабильны из-за неблагоприятных последствий геополитики. Действительно, розничные продажи упали на 9,6% в годовом исчислении в июне, по сравнению с падением на 10% в мае. В месячном исчислении розничная торговля выросла на 1,1% после роста на 0,5% в мае. Потребительское инфляционное давление ослабло, так как ИПЦ снизился до 15,1% в годовом исчислении в июле с пикового значения 17,8% в апреле. Умеренное ценовое давление отчасти отражает недавнее укрепление рубля, который был поддержан валютными интервенциями центрального банка. Аналогичным образом, рост цен производителей замедлился до 11,3% г/г в июне с 19,3% г/г в мае. Замедление инфляционного давления поддержало снижение ключевой процентной ставки центральным банком в июле на 150 б.п. до 8,0% с 9,5% в июне. Снижение ключевой ставки указывает на то, что РЦБ рассматривает необходимость дальнейшего ослабления денежно-кредитной нормализации, поскольку инфляция замедляется быстрее, а снижение экономической активности продолжается в меньшем масштабе, чем первоначально ожидалось в апреле. В то же время рубль остается сильным, удерживаясь на уровнях, невиданных годами.
График 3-17: инфляция в России vs процентная ставка
Краткосрочные ожидания
Российская экономика до сих пор демонстрировала устойчивость к санкциям, чему способствовали большой внутренний рынок и производство, а также высокие цены на ископаемое топливо. Тем не менее шок для экономики может привести к значительному сокращению реального ВВП в этом году. До сих пор экономика значительно отклонялась от экспорта ископаемого топлива, а очень осторожная государственная политика помогала поддерживать экономическую активность в свете последствий навязанных внешних условий. Однако спад, начавшийся во втором квартале 2022 г., может продолжиться и в третьем квартале 2022 г., особенно в потребительской и инвестиционной деятельности.
График 3-18: индекс PMI в России
Индексы PMI отражали последние тенденции как в промышленности, так и в сфере услуг. Июльский индекс деловой активности S&P Global Manufacturing PMI немного снизился до 50,3 с 50,9 в июне. Между тем, июльский PMI в сфере услуг вырос до 54,7 с 51,7 в июне, что указывает на второй подряд рост в секторе и самый сильный рост с июня 2021 года. С учетом текущих событий реальный экономический рост России в 2022 и 2023 годах остался неизменным: сокращение на 6,0% в 2022 году и рост на 1,2% в 2023 году.
Таблица 3-10: Темпы экономического роста в России, 2022-2023, %
OPEC. Предложение на рынке нефти от 15 августа 2022