OPEC. Мировая экономика от 14 июня 2022
OPEC. Мировая экономика от 14 июня 2022
Прогноз глобального экономического роста остался неизменным — на уровне 3,5%. Текущий прогноз учитывает постепенное восстановление мировой экономики к концу второго квартала 2022 года. Предполагается, что ситуация в Восточной Европе не ухудшится. Однако важно следить за тем, как потребители справляются с нехваткой сельскохозяйственной продукции из Украины и России, и какие последствия может иметь потенциальное сокращение экспорта российского топлива в страны G7. Эти факторы потребуют тщательного мониторинга, особенно во второй половине 2022 года. Среди многочисленных глобальных экономических проблем последствия конфликта между Россией и Украиной и пандемия могут существенно замедлить глобальный экономический рост. Эти проблемы уже частично нашли свое отражение в относительно низкой динамике роста в Еврозоне и Китае. Тем не менее, рост к концу второго квартала вполне вероятен.
Этому будет способствовать неудовлетворенный спрос, поддерживаемый сохраняющейся покупательной способностью домохозяйств. Прогнозируется, что эта динамика в некоторой степени сохранится и в третьем квартале 2022 г. Она также связана со значительным подъемом в сфере услуг с интенсивным контактом, включая путешествия и транспорт, отдых и гостиничный бизнес. Потенциальная напряженность на долговом рынке из-за глобального роста процентных ставок, потребуют тщательного мониторинга и входят в число факторов, которые могут очень сильно подорвать глобальный экономический рост. Потенциал роста текущего прогноза весьма ограничен. Однако это может быть связано с решением конфликта между Россией и Украиной, фискальными стимулами.
Таблица 3-1. Рост мировой экономики в 2021-2022, %
Актуальная информация о последних мировых событиях
Сохраняется неопределённость в мировой экономике. Глобальная инфляция выросла, и, следовательно, ускорилось ужесточение финансовой политики. Кроме того, постоянную озабоченность вызывают узкие места в цепочке поставок. Мир уже привык жить с пандемией, но она продолжает влиять на жизнь и привычки потребителей. Кроме того, увеличение уровня долга в крупных экономиках в сочетании с ростом процентных ставок уже привели к выборочному увеличению доходности облигаций, что, в свою очередь, усложняет рефинансирование. Это проблема не только для уязвимых стран с низкими доходами, но и для отдельных экономик еврозоны, особенно Италии и Греции. Кроме того, в некоторых странах еврозоны и отдельных регионах США уровень заражения COVID-19 снова начал расти. Пандемия привела к жестким карантинным мерам в Китае, которые уже частично сняты.
Инфляция стала постоянной проблемой, и, хотя некоторые факторы действительно носят временный характер и могут замедлиться в следующем году, в настоящее время она является доминирующей силой. Уровень инфляции в США в мае составил 8,6%. Еврозона сталкивается с аналогичной тенденцией: инфляция составила 8,1% в годовом исчислении в мае. В Великобритании — 7,8% в годовом исчислении в апреле. Это заставило ФРС США снова повысить процентные ставки в мае на 50 базисных пунктов. Европейский центральный банк неохотно поднимал процентные ставки. Он также объявил о вероятном повышении ставки на 25 базисных пунктов в июле с потенциальным повышением еще на 50 базисных пунктов в сентябре. Кроме того, наблюдается тенденция к росту в двух основных экономиках с низкой инфляцией — Китае и Японии. Инфляция в Японии в апреле достигла 2,5%. Таких показателей не было с 2014 года.
Инфляция в Китае составила 2%. При поддержке быстро развивающегося товарного рынка и ускорения инфляции в мировой торговле произошли позитивные изменения, особенно в стоимостном выражении. Объемы мировой торговли выросли на 13,3%. Торговля в физическом выражении выросла на 2,5% г/г в марте после роста на 6,2% г/г в феврале.
График 3-1: мировая торговля
Краткосрочные ожидания
После медленного или даже отрицательного роста во многих ключевых экономиках в первом квартале года прогнозируется, что динамика глобального роста снова ускорится к концу второго квартала с ожидаемым продолжением восстановления в третьем квартале 2022 года. Ожидается, что импульс будет обусловлен отложенным спросом, особенно в секторе услуг с интенсивным контактом, в частности в секторах путешествий и транспорта, отдыха и гостеприимства. Все еще стабильная ситуация с располагаемым доходом в сочетании с достаточными сбережениями обеспечит основу для этого. Глобальный рост в первом квартале 2022 г. был намного ниже, чем ожидалось. Ожидается, что рост в США снизится на 1,5% в квартальном исчислении по SAAR, а в Японии — на 1% по сравнению с предыдущим кварталом по SAAR.
Рост в еврозоне составит всего 1,1% по сравнению с предыдущим кварталом по SAAR. Более того, ожидается, что рост экономики в Китае составит всего 4,8%, что намного ниже его целевого показателя роста в 5,5%. С учетом этих базовых показателей мировой ВВП прогнозируется на уровне 0,1% в первом квартале 2022 г. Далее рост ускорится и составит 0,9% во втором квартале. В третьем квартале 2022 года рост достигнет годового максимума на уровне 1,1%. В четвёртом квартале 2022 года может наблюдаться замедление из-за потенциального сезонного роста числа случаев заражения COVID-19, что может привести к соответствующим мерам социального дистанцирования, поэтому рост прогнозируется на уровне 0,6% в квартальном исчислении. В прогнозе также учитывается, что конфликт в Украине не будет продолжаться во второй половине текущего года. Еще одно важное допущение заключается в том, что любые изменения в экспорте ископаемого топлива из России в Европу не вызовут существенного дефицита энергии. Кроме того, предполагается, что Россия лучше справится со спадом экспорта, падением внутреннего спроса и ростом инфляции во второй половине года.
Также прогнозируется, что рост цен на сельскохозяйственную продукцию из-за сокращения экспорта из Украины и России не ускорится. Более того, в настоящее время прогнозируется, что и Россия, и Украина столкнутся с серьезной рецессией в 2022 году, а остальная мировая экономика будет серьезно затронута конфликтом. Одним из наиболее важных результатов этого конфликта является рост инфляции. Она влияет на мировую экономику из-за сильного роста цен на сырьевые товары в сочетании с продолжающимися узкими местами в цепочках поставок и логистическими заторами, связанными с COVID-19, в Китае и других странах.
Продовольственная инфляция, в частности, вероятно, станет экзистенциальной проблемой для стран с низкими доходами и менее развитых стран. Кроме того, ожидается, что все более тесные рынки труда в крупных странах с развитой экономикой будут способствовать дальнейшему повышению заработной платы и окладов, подпитывая тенденцию к расширению инфляции. Ценовое давление заставит центральные банки по всему миру действовать, чтобы обуздать инфляцию.
График 3-2: индекс PMI
Глобальный производственный PMI немного вырос до 52,4 в мае по сравнению с 52,3 в апреле. Глобальный PMI сектора услуг остался без изменений, составив 52,2 в мае. Глобальный экономический рост в 2022 году остался неизменным на уровне 3,5%.
Таблица 3-2: рост мировой экономики, 2021-2022, %
OPEC. Спрос на рынке нефти от 14 июня 2022