Мы продолжаем беседу с Гамидом Булатовым и публикуем его ответы на вопросы о планах развития биржевой деятельности на рынке железнодорожных перевозок.
Первая часть интервью была опубликована 8 июля.
— Сейчас активно обсуждается дальнейшее развитие биржевой торговли нефтепродуктами. Какие, с Вашей точки зрения как эксперта, здесь основные проблемы?
— Биржевая торговля нефтепродуктами, в частности, биржа СПбМТСБ, создавалась при активном участии Министерства экономического развития. Инструментарий у биржи есть. Площадка определена. Однако, объем заключаемых на бирже контрактов по покупке нефтепродуктов крайне низок. Основная причина: рынок нефтепродуктов – в большей степени является рынком продавца, а не покупателя. При этом компании-производители идут на биржу не очень охотно, предпочитая напрямую заключать контракты с покупателями, а крупные поставщики и потребители, как правило, законтрактованы надолго. Пока не удается кардинально изменить это четкое распределение. Определенные продавцы и покупатели, которые уже работают друг с другом напрямую, имея долгосрочные взаимовыгодные контракты, не торопятся на биржу.
Биржа – этот тот инструмент, который позволяет сделать цену продаваемого продукта более прозрачной. Пока биржа не станет популярной среди крупнейших продавцов нефтепродуктов, биржевой инструмент не будет работать эффективно, а ценообразование на рынке нефтепродуктов не станет прозрачным.
Была идея рекомендовать нефтяным компаниям какую-то часть (определенный лимит) нефтепродуктов выводить на биржу, чтобы этот инструмент как-то запустить, но Минэкономразвития – либеральное министерство, мы стараемся избегать нерыночных методов воздействия.
— В марте 2010 года планируется создание Биржи вагонов. Как Министерство видит функционирование этой новой биржевой площадки? Каков механизм ее работы?
— Создание биржи запланировано Программой развития конкуренции, разработанной Минэкономразвития России совместно с другими федеральными органами. Сразу после выхода документа из Правительства было множество дискуссий. Нужна биржа или не нужна? И зачем она нужна? Некоторые специалисты считают, что у нас и так все хорошо, что нам не нужны никакие дополнительные биржевые инструменты и информационные ресурсы.
Но проблемы все-таки есть. У нас катастрофически падает производительность грузового вагона. Это значит, что любой вагон, который действует на сети дорог, действует с определенной производительностью. За единицу времени он перевозит какое-то количество груза. То количество груза, которое вагон перевозит за единицу времени сейчас ниже, чем это было даже при плановой экономике. С чем это связано? Это связано с тем, что у нас нет отработанной системы управления. Есть хорошая система управления единым парком вагонов, но нет системы управления парком разных собственников. Т.е. когда этих мелких собственников несколько тысяч (так сейчас и есть на самом деле), то получается, что они совершенно хаотично (с точки зрения общей картинки) двигаются по инфраструктуре и порождают массу проблем (растет нагрузка на инфраструктуру, растет количество узких мест, в плане синхронизации грузопотоков). Это мешает и компании «РЖД», и частным операторам, так как нет четкой системы движения.
Наша идея заключается в том, чтобы любой пользователь услугами железнодорожного транспорта мог при желании получить доступ к информационному ресурсу, который будет показывать ему на текущий момент движение груженных и порожних вагонов.
Можно к этому ресурсу подключить и грузоотправителей, чтобы они могли заявлять свои грузы в режиме он-лайн. Это позволит компаниям видеть местонахождение пустых и груженых вагонов и договариваться между собой. Порожняк, который на данный момент никто не считает, в разы выше, чем при плановой экономике. Все эти системные вещи ведут к тому, что у нас все большим количеством вагонов сейчас перевозится все меньшее количество грузов.
ОАО «РЖД» является сторонником ужесточения и централизации режима диспетчеризации. Этими действиями они пытаются решить эту проблему. Но я считаю, что надо идти все-таки несколько иными методами, более рыночными, более прогрессивными. Просто дать возможность всем пользователям услуг и с той, и с другой стороны самостоятельно эти ситуации отслеживать и регулировать эти потоки.
В части перевозки нефти это интересно, потому что рынок перевозки нефти сегодня является своеобразным. Практически все крупные нефтяные компании имеют свои парки и обеспечивают собственные потребности. И для них развитие конкуренции в этой части отходит на второй план. Компании, которые имеют свой парк для перевозки нефтеналивных грузов, как правило, смотрят на парк как на способ минимизировать расходы. Они покупают цистерны не для того, чтобы на этом зарабатывать, а для того, чтобы сократить свои издержки на транспортировку, но если при этом есть возможность заработать, допустим, на порожнем рейсе, то кто от этого будет отказываться?
— Как введение Биржи вагонов сможет повлиять на ситуацию?
— Именно Биржа вагонов может расшевелить этот рынок. Нефтяные компании, которые еще не обзавелись своим парком, или которые только думают о расширении своего парка, смогут увидеть на Бирже картинку рынка в целом (кто куда едет, кто куда движется). Это поможет нефтяным компаниям лучше понимать: нужно ли им докупать какие-то цистерны или как-то расширять свой парк.
Для этого мы проводили предварительные переговоры как с основными участниками рынка, которые сошлись во мнении, что Биржа может существовать в двух вариантах. В упрощенном и в более продвинутом. Упрощенный вариант – некие маячки-сигналы на картинке рынка перевозок. Только информация. Т.е. никаких контрактов, никаких свопов.
Более продвинутый вариант – вторая стадия существования этой биржи. Если рынок будет нуждаться в расширении первого варианта, то мы будем уже использовать эту площадку как полноценный биржевой инструмент.
Пока на данный момент это квази-биржа. Так как биржевой товар в данном случае имеет смутные очертания. Если заглядывать в будущее, то мы видим этот процесс как полноценную биржевую площадку, где возможно будут заключаться контракты и свопы, т.е. участники рынка могут свободно меняться информацией, где находится тот или иной вагон, чтобы тем или иным образом договориться, и использовать свободные вагоны.
Но эта ситуация не совсем однозначна, есть много мнений и проблем. Не всем это интересно на данный момент. Все понимают, что есть различные характеристики, например, износ вагонов (у кого-то вагоны новые, у кого-то вагоны старые), кто-то не хочет, чтобы его вагон шел на направление, где вагоны просто бьются. По свопам вопросы тоже остаются. Но в моем понимании, все эти риски тоже могут быть захеджированы, застрахованы. Можно ведь заинтересовать еще и страховые компании, чтобы они начали работать на этом рынке. Страхование рисков ущерба тех же вагонов.
Через некоторое время мы как Министерство экономического развития прогнозируем все-таки некоторый рост экономики, и при росте эти проблемы сразу же обострятся. Обострятся они и потому, что сегодня в инвестпрограмме ОАО «РЖД» и в федеральном бюджете ограничены средства, которые были предусмотрены в стратегии развития железнодорожного транспорта именно на «расшивку узких мест».
— Насколько, с Вашей точки зрения, биржевые инструменты на рынке перевозок помогут работать в условиях кризиса?
— Мы уверены, что именно в кризисной ситуации надо начинать работать с биржевыми инструментами. Эта биржа будет отточена во время кризиса и начнет работать как раз в тот момент, когда пойдет рост. Таким образом, мы сможем решить проблемы с перегрузкой инфраструктуры.
Будет повышаться производительность вагона, будет снижаться непроизводительный порожний пробег. Этот процесс поможет компаниям оптимизировать свою логистику. В нашем понимании, это должно быть достаточно эффективно. Практически все грузоотправители и все компании, которые мы опрашивали, нуждаются в бирже в формате первой стадии.
По поводу второй стадии существования биржи пока есть недопонимание у компаний по ряду вопросов. Вообще железнодорожное сообщество достаточно консервативные люди. Люди, принимающие решения очень осторожно воспринимают любую инициативу, которая может расшевелить ситуацию в отрасли и каким-то образом в какую-то сторону что-то изменить. Если они понимают при каких условиях ситуация будет меняться в определенную сторону, то они будут это изменение лоббировать всеми возможными методами. Если не понимают, в какую сторону изменится конкуренция, рынок, кто от этого выиграет и проиграет, то это нововведение воспринимается очень осторожно.
На мой взгляд, биржа – это очевидная вещь, которая, безусловно, приведет к развитию рынка. И все железнодорожное сообщество только выиграет от этого нововведения.
— Не будет ли на бирже вагонов таких же проблем как у биржи нефтепродуктов?
— Ситуация, подобная той, что складывается в биржевой торговле нефтепродуктами, не должна повториться, т.к. это совершенно другой информационный проект. С площадкой для биржи вагонов проблем мы не видим. Сегодня в какой-то упрощенной форме эта биржа уже существует. Есть даже отдельные сайты, где делается попытка запустить упрощенную модель биржи. Но там представлены пока очень мелкие партии грузов и вагонов. Да и вообще, я не вижу никаких проблем, если таких площадок будет несколько.
Пусть за определенную цену все желающие присутствуют на разных площадках, получая возможность обмениваться и дополнять существующую информацию.
— Как будет регулироваться раскрытие информации компаниями-операторами при работе на бирже вагонов?
— Раскрытие информации будет производиться компаниями только в добровольном порядке. Компания будет сама решать давать ей информацию или нет. На мой взгляд, ситуация здесь будет развиваться от обратного. Если одна-две компании придут на биржу, то потянутся и все остальные. Для других компаний станет просто не выгодно не участвовать в этом биржевом процессе.
Концепция развития биржи вагонов находится в активной стадии обсуждения. Мы как либеральное министерство стараемся избегать каких-то методов воздействия на частные компании. Мы не хотели бы заставлять их давать информацию о том, что у них и куда едет, где они грузятся. Зачем эту информацию заводить в информационно-торговую систему, если это неинтересно для самой компании? Превалировать должен рыночный интерес, бизнес-мотивация. Она должна стимулировать компании выводить эту информацию на эту биржу. Если интереса нет, значит, принципы построения такой биржи неправильны. Значит, нужно выстроить процесс таким образом, чтобы появился интерес.
Мы привлекаем в рабочую группу по созданию этой биржевой площадки все компании, слушаем всех участников рынка перевозок (и грузоотправителей, и компании-операторы). Естественно, и РЖД будет активно участвовать в процессе обсуждения. Но пока РЖД против такой биржи.
— Определен ли разработчик для биржи, учредители, организаторы? Каким образом?
— В ближайшее время планируется определить разработчика информационно-торговой площадки. Пока разработчик не определен. В дальнейшем будет проведен конкурс для определения организатора, учредителя биржи.
Мы готовы учитывать креативные решения компаний по организации информационной площадки. У нас пока нет отработанных схем создания аналогичного ресурса. Мировой опыт есть, аналогичные площадки есть в Германии и других странах. Но нет готового решения, которое можно было бы взять и наложить на российскую действительность. Как правило, в России не работает это. Россию не надо ни с кем сравнивать. Иногда сравнивают российские железные дороги с железными дорогами Германии, Китая или США. Там совершенно другая ситуация. В России до недавнего времени перевозилось железнодорожным транспортом до 80% всех видов грузов. Это колоссальный объем. Ни одна другая страна в мире так не зависит от железнодорожного транспорта как Россия. В Европе такой показатель – в среднем 20%. И расстояния там совершенно другие, и экономика другая и границы транспортного рынка не ограничиваются одной страной. Поэтому мы не можем по сценарию Германии или Франции выстраивать российскую модель перевозок.
Есть, конечно, положительные моменты, которые можно заимствовать у других стран. При этом надо дать возможность рынку, российским девелоперам придумать и организовать свой процесс. Я думаю, что получится не хуже, чем в Европе. Нужно только правильно организовать конкурс, выставить четкие условия, заложить бизнес-мотивацию в модель, и инструмент под названием «Биржа вагонов» будет эффективно работать, принося пользу российской экономике и всем участникам перевозочного процесса.
Поделиться в соц.сетях
Сокращение порожнего пробега вагонов — очень важная задача. Непонятно лишь, почему проект называется «Биржа вагонов»? Это же не биржа, а информационная система.
Эх! «Сдох» Госплан! :( А бюджет у государства есть на создание модели такой биржи? Или опять слова?
А по-поводу заимствования у других стран — вспомните хотябы опыт заимствования «живого» подвижного состава у Украины (вернули больше чем взяли), и помощь Казахстану (дали на время, а сколько вернулось?)!
Юрий, расскажите, пожалуйста, что это за истории с Украиной и Казахстаном?