ФАС запросила владельцев АЗС о причинах роста цен на бензин

Владельцы АЗС по всей стране получили запросы от региональных управлений ФАС с просьбой объяснить случаи роста цен на топливо на заправках с начала 2021 года. Проверяющие ищут в цепочках поставок недобросовестных посредников

Региональные управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) разослали в начале апреля письма владельцам АЗС с просьбой обосновать рост цен на топливо в рознице с начала 2021 года.

У РБК есть копия такого письма, которое управление ФАС по Подмосковью разослало 2 апреля. Его подлинность подтвердили два владельца АЗС, получившие аналогичные письма. Факт рассылки подобных писем РБК подтвердили глава Российского топливного союза (объединяет владельцев независимых сетей АЗС) Евгений Аркуша и пресс-служба ФАС.

Почему ФАС собирает сведения с владельцев АЗС

В письме владельцам АЗС говорится о необходимости в течение пяти дней с момента получения запроса направить ФАС подробную информацию по каждому случаю роста цен на топливо, начиная с 1 января, разъяснив причины роста, порядок формирования и изменения цен на топливо в рознице. Заправщики должны предоставить сведения о порядке формирования розничных цен (с приложением подтверждающих документов) и периодичности их изменения на АЗС, а также информацию о закупочных ценах и поставщиках бензина и дизельного топлива. К тому же, они должны отправить сведения о «калькуляции затрат, приходящихся на реализацию единицы продукции» и о специальных условиях реализации топлива (днем или ночью, проводимых мероприятиях, акциях, скидках или т.д.). Авторы письма ссылаются на ст. 25 закона «О защите конкуренции» «Обязанность представления информации в антимонопольный орган».

Территориальные управления антимонопольной службы еженедельно проводят мониторинг цен на нефтепродукты, но в сложившихся условиях на топливном рынке ФАС поручила региональным управлениям усилить его, уделив особое внимание обоснованности изменения цен на бензин АИ-92 АИ-95 и дизельное топливо на АЗС, сообщили РБК в пресс-службе ФАС. «УФАС будут проводить тщательный анализ цепочки поставок на заправки с выделением всех звеньев посредников, и выявлять посредников, не оказывающих фактических услуг, но повышающих при этом стоимость нефтепродуктов», — подчеркнули в службе.

По словам представителя ФАС, основанием для принятия решения об усилении мониторинга послужило «недобросовестное поведение» участников рынка в отдельных регионах.

Какие нарушения выявила ФАС

24 марта Пермское управление ФАС выдало предупреждение о снижении розничных цен на бензин «дочке» ЛУКОЙЛа «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт». Она повысила днем цену на отдельных АЗС на 50-90 копеек за литр от общего уровня, аргументировав это «маркетинговым исследованием эластичности спроса».

Уже через два дня, 26 марта, компания отчиталась об исполнения предупреждения ФАС и снижении розничных цен на АЗС до среднего уровня в регионе, утверждает пресс-служба регулятора.

РБК направил запрос представителю ЛУКОЙЛа.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление антимонопольным регуляторам сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 тыс. до 15 тыс. руб, на юрлиц — от 50 до 500 тыс руб., указано в письме, разосланном владельцам АЗС.

Если компания по тем или иным причинам не может исполнить запрос к установленному сроку (за пять дней с момента получения запроса), она вправе обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о его продлении, утверждают в пресс-службе ФАС. К тому же, по итогам мониторинга регулятор планирует штрафовать только те АЗС и сети, которые нарушают антимонопольное законодательство: «Такими нарушениями могут считаться выставления разных цен на один и тот же товар в разное время суток, желание обогатиться на резком повышении спроса, в искусственном создании дефицита предложения и т.д». ФАС ставит перед собой задачу защищать интересы потребителей и предупреждать нарушения антимонопольного законодательства со стороны бизнеса, а не штрафовать компании постфактум, добавил ее представитель.

Глава Российского топливного союза утверждает, что причина роста цен в рознице — рост оптовых цен на топливо. С декабря 2020-го по апрель 2021 года оптовые цены выросли в среднем на 18%, а розничные лишь на 3% (это подтверждается данными Росстата с января по март 2021 года), указывает он. «ФАС предпочитает спрашивать с каждого о причинах роста цен на заправках, которые ранее неоднократно обсуждали в правительстве, а не заниматься изучением конкретных случаев диспаритета цен в опте и рознице или случаями реальных нарушений конкуренции по поступающим в их адрес жалобам», — удивляется Аркуша.

Как правительство боролось с ростом оптовых цен

Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, цены на бензин АИ-92 с 10 января по 7 апреля выросли на 7,4% с 49,7 тыс. до 53,375 тыс. руб, на АИ-95 на 9% — с 51,045 тыс. до 55,66 тыс. за т. При этом с декабря 2020 года по 23 марта биржевые оптовые цены на АИ-92 увеличились на 18,6%, на АИ-95 — на 18,8%.

В итоге крупные нефтяные компании повышали оптовые цены и снижали производство, поскольку теряли маржу при продаже топлива на своих АЗС, а заводы работали в убыток.

Глава «Газпром нефти» Александр Дюков в конце января объяснял убыточность переработки нефти несоразмерным ростом индикативной цены в демпферном механизме по сравнению с ценами топлива на АЗС. Этот механизм предполагает, что при высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию (за сдерживание цен на внутреннем рынке) в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет.

Дюков предложил индексировать эту индикативную цену также пределах инфляции. С ним согласились предоставители других крупных нефтяных компаний. После нескольких совещаний в правительстве это предложение было одобрено. В середине марта вице-премьер Александр Новак объявил о корректировке демпфера с 1 мая, которая предполагает снижение индикативной цены на бензин почти на 5% до 53,6 тыс. руб. за т. После этого оптовые биржевые цены начали снижаться.

Правительство также попросило нефтяников нарастить запасы бензина на нефтебазах и НПЗ с многолетнего минимума в 1,18 млн т, который был зафиксирован в январе 2021 года, до 1,7 млн т к маю и 1,8 млн т к июню. По словам замглавы Минэнерго Павла Сорокина, уже в феврале запасы бензина выросли до 1,6 млн т. «Компании увеличили загрузку заводов, а также было снижено количество танкерных партий, отправляемых на экспорт», — сказал он в интервью РБК. К тому же, Россия увеличила добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+, прибавив по 65 тыс. барр. в сутки в феврале и марте, увеличение еще примерно на 130 тыс. барр. в сутки ожидается в апреле.

«Это все позволило дать дополнительный ресурс на нефтеперерабатывающие заводы для того, чтобы обеспечить уровень запасов, который необходим для безопасного прохождения весеннего периода посевной и традиционного сезонного увеличения спроса», — заключил замминистра.

Сорокин признал, что при существенном росте оптовых цен сжимается маржинальность продаж топлива на АЗС. Но отметил, что после нормализации цен в оптовом сегменте доходность продаж топлива в розницу должна стабилизироваться. При этом, по его словам, цены на заправках не будут расти выше инфляции.

www.rbc.ru

 

Прогноз биржевых цен на 8 апреля 2021

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 22 ноября 2024
Импорт сырой нефти в Китай, по всей вероятности, восстановится в ноябре и достигнет самого высокого уровня за три месяца.
«Газпром нефть» открыла в Кемеровской области современный топливный терминал (Видео)
«Газпром нефть» открыла в Кемеровской области топливный терминал «Кемеровский». Он обеспечит поставку в регион порядка 600 тысяч тонн нефтепродуктов.