Киев хочет СПГ из Катара через Хорватию

Минэнерго Украины подписало с Qatar Petroleum меморандум о сотрудничестве. Киев планирует импортировать катарский СПГ. Ранее оператор ГТС Украины интересовался условиями хорватского терминала, который заработал в этом году. Часть СПГ поставляется туда для Венгрии, однако из-за тарифов на транспортировку венгерская госкомпания оставляет почти весь газа своему хорватскому подразделению и в обмен забирает российский газ.

И.о. министра энергетики Украины Юрий Витренко и президент госкомпании Qatar Petroleum Саад бин Шерида Аль-Кааби подписали меморандум о взаимопонимании по энергетическому сотрудничеству.

«Государства собираются развивать сотрудничество по инвестициям Катара в разведку и добычу газа на Украине, а также по поставкам газа (СПГ) из Катара на Украину», — сообщила пресс-служба Минэнерго Украины. Меморандум подписали в рамках визита президента Украины Владимира Зеленского в Катар.

Теоретически поставки СПГ из Катара возможны через Польшу и Хорватию. Сопредседатель Центра энергетических стратегий Дмитрий Марунич замечает, что до это у Украины была возможность импортировать СПГ из США и даже подписали меморандум с Польшей и Соединенными Штатами, однако все ограничилось двумя символическими закупками, которые совершил частный трейдер с собственником из США.

Эксперт отмечает, что расходы на транспортировку увеличат цену СПГ еще в полтора раза, а цена на сам газ будет, в любом случае, формироваться на рыночных условиях.

Кроме того, свободных мощностей в Польше, например, может просто не оказаться. Так, к 2023 году в силу вступят контракты на поставку польской PGNiG 12 млрд кубометров газа в виде СПГ, а мощность расширенного терминала в Свиноуйсьце и будущего плавающего газовоза в Гданьске составит до 12 млрд кубометров.

В конце марта «Оператор ГТС Украины» сообщал, что провел консультации с украинским послом в Хорватии по терминалу, который запустили на острове Крк в этом году. По данным Croatia LNG, первые свободные мощности появятся в Хорватии с октября 2023 по октябрь 2024 год — около 600 млн кубометров. Украинский оператор рассчитывает, что трейдеры будут использовать это направление для поставок СПГ на Украину.

Нюанс хорватского маршрута, правда, состоит в том, что стоимость транзита из Хорватии в Венгрию настолько высока, что, например, венгерская государственная группа MVM забронировала по просьбе правительства 1 млрд кубометров в год, но получать будет только 250 млн кубометров, оставив основную часть своему хорватскому подразделению в обмен на российский газ. Об этом сообщало издание 444. Данные платформы операторов ЕС ENTSOG и результаты аукционов на платформе RBP, как писало EADaily , показывают, что поставок газа из Хорватии в Венгрию не было и пока не планируется. Последний раз хорватский оператор Plinacro устанавливал на месячные поставки тариф в $ 40 за тысячу кубометров. Это даже больше, чем «Газпрому» приходится платить, если он заказывает сверхконтрактные объемы украинского транзита.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что в случае с Хорватией Украина может попробовать применить свопы — менять СПГ на российский, который отберет на своей территории. Однако, отмечает эксперт, и при формальной транспортировке через Хорватию и Венгрию СПГ из Катара для Украины газ будет обходиться значительно дороже, чем на рынке. «Впрочем, Украина — богатая страна, которая сейчас платит европейским трейдерам солидную премию за реверсный газ», — заметил замдиректора ФНЭБ.

eadaily.com

 

Прогноз биржевых цен с 5 по 9 апреля 2021

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»