Работу «Академика Черского» не могут сертифицировать из-за санкций
Стала известна причина, по которой «Газпром» пока так и не возобновил строительства газопровода «Северный поток-2» в Балтийском море. Трубоукладчик компании «Академик Черский» в октябре уже вышел на испытания, однако нанятая «Газпромом» для сертификации газопровода норвежская компания DNV GL не смогла, как требуют правила, проверить судно и его оборудование из-за санкций США. Теперь «Газпрому» предстоит найти другую компанию, которая подтвердит, что «Академик Черский», его оборудование и сама операция по укладке труб в экономической зоне Дании соответствуют правилам.
Норвежская сертификационная компания Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL), которая следила за соответствием строительства газопровода «Северный поток-2» техническим стандартам, больше не сможет полноценно это делать из-за угрозы санкций США. В октябре Госдеп дал новые разъяснения к Акту о защите энергетической безопасности Европы (PEESA), расширив санкции за содействие строительству «Северного потока», в том числе, на компании, которые предоставляют услуги, товары или финансирование «для модернизации или установки оборудования на судах, строящих трубопроводы «Северный поток-2» или «Турецкий поток»». Теперь DNV GL считает, что деятельность по проверке судов с оборудованием, обслуживающих проект «Северный поток-2», попадает под санкции, следует из сообщения норвежской компании.
Последствием более ранней версии санкций США, введенных в конце 2019 года, стал отказ швейцарского трубоукладчика Allseas завершить строительство последнего участка газопровода на шельфе Дании, что и привело к задержке проекта уже на год. Теперь, как ожидается, газопровод должен быть достроен российским трубоукладчиком «Академик Черский», который сейчас находится в немецком порту Мукран. Первоначально считалось, что на «Черском» нет оборудования, нужного для укладки труб диаметром 48 дюймов, как у «Северного потока-2». Но в середине октября «Академик Черский» вместе с вспомогательными судами провел учения по укладке труб в море восточнее Калининграда, что, вероятно, свидетельствует о том, что теперь необходимое оборудование установлено.
Согласно разрешению на строительство, выданному «Северному потоку-2» в Дании, DNV GL должна удостоверить, что работы по укладке трубы были проведены безопасно и технически правильно. По итогам наблюдения за укладкой и собственных проверок DNV GL должна предоставить сертификат в датский регулятор (DEA), чтобы тот разрешил ввод газопровода в эксплуатацию. То есть формально оператор проекта Nord Stream 2 AG уже сейчас может начать строительство газопровода. Но без независимой сертификации судов датский участок газопровода, а значит, и сама труба впоследствии не смогут эксплуатироваться.
Таким образом, теперь перед «Газпромом» стоит задача найти другую компанию, которая подтвердит безопасность и качество работ, выполняемых «Академиком Черским».
При этом DNV GL пояснила, что компания не отказывается сертифицировать саму трубу «Северного потока-2», а лишь не может сделать это в отношении используемых для работы над проектом судов.
Завершить строительство трубопровода с участием судна «Академик Черский» возможно, поскольку вопрос состоит исключительно в его обслуживании и контроле за оборудованием на судне (т. н. дооборудовании и модернизации), говорит руководитель юридической практики Grace Consulting Ltd Екатерина Орлова. «Для компании DNV GL, одной из крупнейших сертификационных компаний в мире, которая имеет офисы более чем в ста странах, в том числе и в США, обслуживание данного судна приносит прибыль, несравнимую с последствиями введения санкций. Поэтому данной компании проще принять отказ от этой верификации»,— поясняет она. По ее мнению, для верификации «Академика Черского» и оборудования на нем может быть привлечена датская или любая другая европейская компания, которая получит оплату за свои услуги в местных банках, без участия американских банков-корреспондентов. Для подобных компаний санкционный риск может оказаться не настолько значимым, отмечает Екатерина Орлова.
Прогноз биржевых цен на 27 ноября 2020