МЭА: последствия COVID-19 для мирового рынка энергетики
Из-за карантина, введенного в большинстве стран мира, международный пассажиропоток сократился на 57%. Это привело к обрушению спроса на нефть до беспрецедентно низкого уровня.
Активность по использованию дорожного транспорта во многих странах сократилась на 50%-75%. В среднем транспортная активность в мире снизилась на 50% по сравнению с уровнем 2019 года.
Авиасообщение в ряде регионов практически прекратилось.
В некоторых европейских странах использование авиатранспорта сократилось на 90%.
В Китае активность по использованию авиационного транспорта по сравнению с февралем возросла.
По состоянию на конец первого квартала 2020 года активность по использованию авиационного транспорта по всему миру сократилась на 60%.
В марте спрос на нефть оказался на 10.8 млн. баррелей в день меньше, чем в предшествующем году.
Рис. 1 Активность по использованию дорожного пассажирского транспорта, начало 2020 года
Рис. 2 Активность по использованию авиатранспорта, начало 2020 года
В Китае, где и началась пандемия Covid-19, карантин был введен в конце января. То есть, активность по использованию транспорта там сокращалась с самого начала года.
Спрос на нефть в первом квартале 2020 года оказался на 13% меньше, чем в 2019 году.
В общей сложности в феврале спрос на нефть в Китае снизился на 2.5 млн. баррелей в день, что эквивалентно 20%.
Больше всего сократился спрос на бензин — минус 1.1 млн. баррелей в день, что эквивалентно 33%. Вместе с тем, спрос на реактивное топливо сократился на 28%.
В связи с отменой карантина в ряде провинций, в марте спрос начал восстанавливаться.
Эксперты МЭА полагают, что в марте спрос на нефть в Китае был на 22% меньше, чем в 2019 году.
В марте ущерб для рынка нефти от Covid-19 стал ещё более очевидным. К этому моменту пандемия добралась до Европы и США. Всё больше стран начали вводить строгий карантин.
В марте спрос на нефть сократился более чем на 10 млн. баррелей в день по сравнению с мартом 2019 года. В первом квартале 2020 года спрос в странах с развитой экономикой сократился на 2.3 млн. баррелей в день по сравнению с предшествующим годом.
В остальных странах спрос в первом квартале 2020 года сократился на 3.3 млн. баррелей в день. Из них 1.7 млн. баррелей в день приходятся на Китай.
Среди стран ОЭСР: в Европе, спрос сократился на 0.9 млн. баррелей в день, а в Америке — на 0.8 млн. баррелей в день. В Азии спрос сократился на 0.6 млн. баррелей в день.
В общей сложности в первом квартале 2020 года спрос на нефть сократился на 5.6 млн. баррелей в день.
Среди всех видов топлива в наибольшей степени сократился спрос на авиационное.
МЭА указывает, что поставки авиационного керосина и реактивного топлива в январе сократились на 4%, в феврале на 14% (1.1 млн. баррелей в день), а в марте уже на 27% (2.1 млн. баррелей в день).
В первом квартале 2020 года спрос на авиационное топливо сократился на 1.2 млн. баррелей в день по сравнению с 2019 годом.
В абсолютном выражении вследствие пандемии Covid-19 в наибольшей степени сократился спрос на бензин.
После того, как в крупнейших городах мира ввели карантин, активность по использованию автомобильного транспорта резко сократилась. Загруженность дорог в середине Марта была на 50%-60% меньше. Это касается самых разных регионов мира: Стамбул, Лос Анджелес, Мексико Сити, Мумбай, Нью Йорк, Париж, Сан Паулу, Рио де Жанейро и Торонто.
Некоторые аналитики предполагают, что спрос на бензин во Франции и Великобритании в период строгой изоляции сократился на 70%.
В первом квартале 2020 года спрос на бензин в мире сократился, предположительно, на 1.7 млн. баррелей в день (по сравнению с первым кварталом 2019 года).
Спрос на дизель упал на 1.5 млн. баррелей в день.
Ожидается, что в 2020 году спрос на нефть будет на 9.3 млн. баррелей в день меньше, чем в 2019 году.
Карантин в 187 странах мира привел к тому, международное сообщение было практически приостановлено.
Ожидается, что спрос в апреле будет на 29 млн. баррелей в день меньше, чем в предшествующем году. В последний раз такой низкий показатель наблюдался в 1995 году.
Во втором квартале 2020 года спрос будет на 23.1 млн. баррелей в день меньше, чем в 2019 году.
Впрочем, во второй половине года будет наблюдаться постепенное восстановление спроса.
Не стоит ожидать, что до конца года спрос вернется к докризисному уровню.
Ожидается, что в декабре 2020 года спрос будет на 2.7 млн. баррелей в день ниже уровня декабря 2019 года.
Рис. 3 Изменение спроса на нефть в 2020 году по сравнению с 2019 годом
Карантин в первом квартале 2020 года привел к сокращению объемов продаж автомобилей. В Китае в феврале объемы продаж автомобилей сократились на 82%. В марте 2020 года объемы продаж автомобилей в Китае были на 48% ниже марта 2019 года.
В странах Евросоюза объемы продаж автомобилей по сравнению с 2019 годом сократились на 55%.
Вместе с тем, объемы продаж электромобилей в Европе сократились в меньшей степени. Положительное влияние на популярность электромобилей играют новые стандарты по выбросам СО2 в атмосферу, вступившие в силу в 2020 году.
Вместе с тем, в Китае объемы продаж электромобилей в Китае резко сократились.
В марте объемы продаж автомобилей в США были на 38% ниже по сравнению с предшествующем годом. В Индии в этот же период времени объемы продаж автомобилей были на 50% ниже.
Ожидается, что снижение объемов продаж автомобилей будет сказываться на спросе на бензин на протяжении всего 2020 года.
Во второй половине 2020 года спрос на бензин будет испытывать давление. МЭА указывает, что в 2020 году объемы потребления бензина сократятся на 2.8 млн. баррелей в день или 11%.
Подобные тенденции будут наблюдаться и в отношении дизеля. Впрочем, спрос на дизель сократится в меньшей степени.
Значительная доля от производимого в мире дизеля используется в грузоперевозках, на морских судах и в производственном секторе, а не только в пассажирских автомобилях.
Спрос на дизель удержался благодаря тому, что во время карантина некоторые ключевые производства продолжали свою работу.
МЭА прогнозирует, что объемы потребления дизеля в 2020 году сократятся на 2 млн. баррелей в день (7%).
Во втором квартале года активность авиасообщения будет на 65% ниже прошлогоднего уровня, в третьем квартале — на 40% ниже, а в четвертом квартале — на 10% ниже.
Спрос на реактивное топливо и авиационный керосин во второй половине 2020 года будет на 20% ниже, чем уровень 2019 года.
Ожидается, что в 2020 году спрос на реактивное топливо сократится на 26% или 2.1 млн. баррелей в день.
Пандемия Covid-19 сказывается и на спросе на такие виды топлива как сжиженный газ, этан, нафта и мазут. Однако спрос на данные виды топлива сократится в меньшей степени, чем на бензин, дизель и реактивное топливо.
Если экономика начнет стремительно восстанавливаться во второй половине года вследствие отмены карантина, то спрос на нефть в 2020 году сократится, в среднем, на 6.5 млн. баррелей в день — указывают аналитики МЭА.
OPEC. Баланс на рынке нефти от 13 мая 2020