Эксперт: мировой пик нефтедобычи придется на 2030-2040 годы и продержится порядка 8-10 лет
Российские власти рассчитывают, что добыча нефти и газа может стать локомотивом экономики в посткризисный период. Но есть угроза, что нефтегазодобывающая отрасль России не оправдает надежды.
«Россия не в полной мере готова к вызовам, которые ей готовит посткризисная экономика», — заявил на 9-м Петербургском международном форуме ТЭК председатель Кемеровского научного центра, академик, советник РАН Алексей Конторович. По его словам, кризис — явление временное, а общая мировая тенденция все равно связана с ростом спроса на энергоресурсы, и «оспаривать это невозможно».
Среди посткризисных вызовов в сфере ТЭК академик выделил четыре. Первый — актуализация проблем энергосбережения, по которым «много говорится, но делается недостаточно». «Здесь один путь – углубления переработки нефти. Ее нужно довести с нынешних 72% до 94-95%. Но наш бизнес, нефтяные компании этой задачей в полном объеме не занимаются», — считает Конторович.
Второй — дальнейшая диверсификация рынков. В частности, усиление значимости Азиатско-Тихоокеанского региона, на котором Россия теряет время и может потерять часть рынка.
Третий — повышенное внимание к альтернативным источникам энергии. По мнению академика, инвестиционный интерес могут оправдать гидратный метан, угольный метан, нефть из сланцев и тяжелая нефть. Однако для этого нужна определенная технологическая подготовка. С другой стороны, «если мы опоздаем с собственными инвестициями, мы можем многое потерять».
И, наконец, четвертый, самый главный — рост добычи при отставании по разведке новых запасов. По словам советника РАН, разведанные запасы газа достаточно велики. А вот добыча в «нефтяной житнице» страны – Ханты-Мансийском автономном округе — начала падать. «Это связано с тем, что более 15-ти лет пренебрегаем развитием геологоразведочных работ на нефть и газ», — констатировал эксперт.
По итогам 2008 года инвестиции в нефтедобычу по сравнению с 2007-м возросли на 30,5% (до 723 млрд руб.), а в геологоразведку, напротив, снизились на 16,1% (до 138,7 млрд руб.) Минприроды считает, что помимо кризиса инвесторов сдерживает отсутствие гибкости условий финансирования, налогового стимулирования частных инвестиций и собственно стимулирования компаний при геологоразведке.
Еще одна тенденция 2008 года — снижение интереса к участкам недр, выставляемым на аукционы для разработки. В сфере добычи углеводородов в минувшем году состоялось 147 аукционов против 309 в 2007 году. При этом, по оценкам Минприроды, ныне используемая фискальная система постоянно снижает свободный денежный оборот в нефтедобыче. В 2006 году он составлял 5,8% обращаемых в отрасли средств, в 2007 — 5,2%, в 2008 — 2,9%. Для изменения ситуации в Минприроды предлагают ввести практику «налоговых каникул» и в перспективе перейти от налогов с оборота к налогообложению с прибыли.
Например, министерство предлагает не взимать с компании разовый платеж за получение участка или часть такого платежа — эти средства компания должна будет израсходовать на геологоразведку. Как отметил директор департамента экономики и финансов Минприроды Григорий Выгон, «обкатать» это предложение можно на инвестиционно малопривлекательных участках. Министерство также предлагает дифференцировать НДПИ для мелких месторождений. Напомним, ранее Минприроды выступило с инициативой предоставления субъектам малого и среднего бизнеса в аренду малодебитных скважин на выданных другим недропользователям участках недр.
Как отмечают аналитики, предлагаемые Минприроды меры способны стимулировать геологоразведку лишь отчасти — все упирается в мировые цены на нефть. С другой стороны, как сообщил вице-премьер РФ Игорь Сечин в интервью программе «Вести недели», именно компании топливно-энергетического комплекса РФ при сохранении инвестпрограмм смогли бы сыграть роль локомотива в российской экономике и поддержать смежные отрасли промышленности. По его оценке, российская экономика в ближайшие 10 лет останется зависимой от нефти и газа.
А по прогнозу Конторовича мировой пик нефтедобычи придется на 2030-2040 годы и продержится порядка 8-10 лет, после чего пойдет на спад. С газом произойдет то же самое, с отставанием от нефти на 10-15 лет. «У нашей страны – огромные перспективы, считает академик. — И сейчас важно не упустить время. Наша экономика была и на долгие годы останется ориентированной на нефть, газ, уголь», — передает «Росбалт».